В гостях у передачи «Бизнес Online» на телеканале SeoPult.TV основатель проекта «ФотоГазон» Антон Мажирин, с которым мы разбираемся в том, чем нишевые интернет-проекты лучше универсальных.
Из передачи вы узнаете:
— как «ФотоГазон» помогает зарабатывать фотографам, не конкурируя с «почти такими же» ресурсами;
— как применить к гуманитариям механистический подход;
— почему Антон Мажирин решил сделать ставку на специализированные стартапы;
— почему свадебным фотографам тяжело угодить;
— почему «ФотоГазон» придется перезапускать;
— и многое другое.
«ФотоГазон»: новое пастбище фрилансеров
В гостях у передачи «Бизнес Online» на телеканале SeoPult.TV основатель проекта «ФотоГазон» Антон Мажирин, с которым мы разбираемся в том, чем нишевые интернет-проекты лучше универсальных.
Антон Мажирин, основатель Fotogazon.ru.
Родился в 1980 году в Златоусте.
В 2003 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (факультет робототехники).
В 2003 году — арт-директор дизайн-студии «Петрограф».
В 2004 году — основатель и генеральный директор портала Free-lance.ru.
В 2009 году покинул пост генерального директора Free-lance.ru.
В 2013 году — директор по развитию Free-lance.ru.
В 2013 году основал проект DizCon.
В 2014 году основал проект «ФотоГазон».
Сергей Иванов: Антон, насколько мы знаем, в апреле прошлого года ты передал оперативное управление основным своим проектом FL.ru Владимиру Тарханову и сам занялся подготовкой к запуску совершенно нового проекта «ФотоГазон». Чем было вызвано такое решение?
Антон Мажирин: Мы продолжаем нашу стратегию, которую мы начали со времен прихода новых акционеров. Мы пытаемся выводить на рынок нишевые проекты, которые сфокусированы на какой-то одной специальности, запускаем сателлиты вокруг нашего основного проекта. Мы запустили DizCon — конкурсы для дизайнеров — и продолжили в том же направлении, открыв «ФотоГазон». Они разные, и результаты по ним разные. Но продолжаем эксперимент все-таки, он еще не закончен.
С. И.: Тогда давай перейдем непосредственно к «ФотоГазону». Расскажи нам, пожалуйста, что такое «ФотоГазон», какие задачи он призван решать и для кого?
А. М.: «ФотоГазон» — это площадка для поиска фотографов. Не фотосток, коих много, не сайт, где есть рейтинги фотографов и отзывы к ним, чтобы просто опубликовать свое портфолио и общаться с такими же, как вы сами. Это сайт для того, чтобы фотографы зарабатывали деньги. Площадки такие есть, но они сильно нишевые и в основном сосредоточены вокруг одной области — свадебной фотографии. И мы, имея опыт создания Free-lance.ru и DizCon, попытались сделать некую площадку, на которой будут собраны фотографы по различным специализациям. Это и свадебные фотографы, и «предметники», и «репортажники», и все-все-все.
С. И.: И food-фотографы.
А. М.: Да-да-да. И там фотограф может загрузить свое портфолио, выставить цены на свои услуги, а заказчик может по фильтру выбрать подходящего фотографа, по местоположению, по цене и работать с ним. Изначально идея была такова, что мы хотели на рынке простроить некую новую модель отношений, как это сделал в свое время «Яндекс.Такси». Было много таксистов, которые совершенно хаотично работали, и «Яндекс» выстроил модель, к ней таксисты привыкли. И сейчас уже много сервисов, которые таким образом работают.
Мы решили выстроить жесткий механизм для фотографов и заказчиков, чтобы регламентировать как-то их работу. Потому что, насколько показали опросы перед запуском, основная проблема заказчиков и фотографов в том, что… Фотографы же работают сезонно. Например, свадьбы большей частью летом. И фотографы набирают кучу заказов, фотографируют, и заказчики вынуждены ждать просто по нескольку месяцев, иногда по полгода, чтобы им отдали фотографии. И мы хотели решить эту проблему.
С. И.: Разнести как-то по времени, да?
А. М.: Да, у нас там просто был придуман ряд санкций, было разбито по этапам. Мы же привыкли — мы из IT-сферы — разбивать проекты на этапы, смотреть какие-то ключевые точки. И мы решили сделать с фотографами то же самое, чтобы у нас были три ключевые точки. Первая точка — это когда человек принял заказ, вторая точка — это когда он провел съемку, и третья точка — это когда он отдал фотографии. И только после того, как он отдал фотографии, ему ставят положительный отзыв. Если же он пропускает одну из точек, ему в карму записывается минус.
С. И.: Как раз та оценка, которой им так не хватало в прежней привычной жизни.
А. М.: Да. Но, как показала практика, рынок работает совершенно по-другому. И фотографы, в отличие от айтишников, все-таки больше люди, склонные к «этическому» творчеству, так скажем, а не логическому. Поэтому их эта схема не устроила, они предпочли работать так же, как и работали, — по созвону. Но на самом деле, наверное, это логично, потому что, как выяснилось, единственная сфера, более или менее живая на рынке, — это свадебная фотография.
С. И.: А там уже правила складывались годами, да?
А. М.: Да, и их не переубедить просто так. Потому что там есть определенные именно этические моменты, связанные с тем, что ты не позовешь кого угодно на свою свадьбу. Ты все равно с ним должен сначала встретиться…
С. И.: И ты боишься, что он сделает какие-то вещи, которые тебе не понравятся в конечном итоге.
А. М.: Ну, прежде всего, ты зовешь человека, с которым тебе будет просто приятно находиться на своей свадьбе, потому что она один раз в жизни вроде как у людей. Для этого нужно познакомиться с человеком, который будет делать фотографии, поговорить с ним, посмотреть на него. И тут просто механизированные действия, которые мы им предложили, их не устраивали. Понятно, ты заказываешь такси, и тебе все равно, тебе «не шашечки, а ехать», да? А здесь еще нужны «шашечки». Поэтому логичная схема, которую мы предполагали, не сработала. И в обратную связь люди писали, что нужно что-то переделывать. И как раз мы сейчас на том этапе, что переделываем проект. На самом деле мы идем по стопам Free-lance.ru, потому что изначально, когда мы его запускали, у нас тоже не было ленты проектов, мы тоже считали, что будем продавать только дизайнеров, которых ищут по портфолио. На самом же деле спустя полгода мы запустили ленту проектов, и оказалось, что она очень востребована. И сейчас это самый главный продающий инструмент на сайте. То же самое мы сделаем на «ФотоГазоне». Мы запустим ленту проектов, чтобы люди оставляли заказ, а фотографы могли отвечать на него.
С. И.: Фотографы, операторы — это действительно такие профессии, в которых очень велика доля фрилансеров, чуть ли не подавляющая. Мы вспомнили об FL.ru, о бывшем Free-lance.ru. Какова доля фотографов и операторов была в том проекте до появления «ФотоГазона»?
А. М.: Доля была не такая большая.
С. И.: Вы все-таки вытягиваете совершенно свежие ресурсы?
А. М.: …да, не такая большая и составляла, может быть, порядка 5%, а может быть, и меньше. Мы исходили из того, что все-таки ключевым драйвером являются не фотографы, а заказчики. А заказчиков у нас, как известно, полмиллиона. И таким образом мы пытались путем привлечения заказчиков создать какую-то активность на «ФотоГазоне». Мы сделали рассылку, но изначальная модель оказалась неправильной. И поэтому мы несколько затормозили активную рекламу на Free-lance.ru, дабы не гонять аудиторию просто так. Сейчас будет внесен ряд изменений. После этого мы еще раз попытаемся «прокачать» «ФотоГазон» с помощью Free-lance.ru
С. И.: Получается, что часть моих вопросов, связанная с тем, не «каннибализируете» ли вы аудиторию FL.ru, видимо, снимается, поскольку я понимаю, что доля новых, никогда даже не зарегистрированных на Free-lance.ru ранее фотографов и операторов, в общем-то, достаточно велика. Ты можешь оценить приблизительно?
А. М.: Я бы не сказал, что достаточно велика, потому что у нас не было никакой рекламной кампании. Мы все-таки планировали, что аудитории Free-lance.ru будет достаточно, для того чтобы поднять такого рода проект. Но по причинам, обозначенным ранее, поток остановился, потому что нужно все-таки чуть-чуть переделать механизм. А доля — это в основном пользователи Free-lance.ru все же.
С. И.: Имеются в виду заказчики?
А. М.: Дело в том, что заказчиками у «ФотоГазона» являются и фрилансеры в том числе.
С. И.: А, вот так.
А. М.: Потому что все женятся. А как выяснилось, это наиболее работоспособная и прибыльная, как это, кстати, ни грустно, специализация у фотографов. Потому что только свадебные фотографы зарабатывают у нас деньги. Людей, которые фотографируют грамотно еду или предметы, по пальцам руки можно перечесть.
С. И.: Хотя, казалось бы, формально у них должны быть крупные заказчики.
А. М.: В том-то и дело. Может, у нас есть по Москве человек двадцать-тридцать от силы, которые хорошо фотографируют «предметку» и занимаются меню для ресторанов. Их все знают, и они передаются из рук в руки.
С. И.: Может быть, «ФотоГазон» мог бы расширить этот круг?
А. М.: Может быть, и мог бы, но, насколько я вижу, эта аудитория просто не настолько большая, чтобы на ней можно было зарабатывать какой-то процент от сделок и т. д. То есть достаточно серьезная аудитория — это свадебные фотографы, и они довольно специфические. Свадебные фотографы и фотографы, которые фотографируют детей, различные love stories и т. д. Тоже, кстати, происхождение этих фотографов очень интересное, я тут проводил расследование. Оказывается, что свадебные фотографы — это фотографы, которые действительно решили, у которых сильные ноги и хорошая выносливость, так скажем.
С. И.: Крепкая спина.
А. М.: Да. Все остальные просто не выдерживают на такого рода мероприятиях. Ну, естественно, они должны быть очень коммуникабельными…
С. И.: Не портить атмосферу, да?
А. М.: Да, потому что фотографировать людей в различного рода тусовках — это очень тяжелая работа.
С. И.: Мы говорим о фотографах, а у меня сразу цепочка-то продолжается: гримеры, монтажеры видео, предположим, осветители. Эта цепочка будет как-то продолжаться либо это все же несущественный объем заказов?
А. М.: Здесь надо как раз исследовать, смотреть. И я так понимаю, что это должно уже называться не «ФотоГазон», а какой-то совершенно другой газон.
С. И.: Но гример, например, неотъемлемая часть тех же ваших массовых свадебных торжеств.
А. М.: Наверное. Но, насколько я знаю, например, даже снимают те же фильмы или клипы, — я просто не специалист, может, вам больше известно, — тоже всегда собирают команду с нуля.
С. И.: Да, это так.
А. М.: Практически с нуля. Есть на рынке некие специалисты, собирают команду и начинают снимать либо клип, либо фильм. Подобного рода сайты, насколько я знаю, есть. Но я просто лишний раз убеждаюсь в том, что лучше, конечно, запускать стартапы в той области, с которой ты знаком. Если я с фотографией еще чуть-чуть знаком, то, конечно, с видеомонтажом и производством фильмов и клипов уже тяжелее. Поэтому вряд ли я туда полезу.
С. И.: Поскольку мы выяснили, что прямой «каннибализации» аудитории не происходит, остается вопрос касательно основного ресурса — FL.ru: почему все-таки проект не остался внутри него? Не вызвано ли это некоей стагнацией движка, который не позволяет уже нечто новое создавать без катастрофических последствий? Тем более что ты говорил, что собираешься развивать отдельные проекты, независимые от FL.ru.
А. М.: Как вы знаете, у нас сменились акционеры два года назад. И у них есть свое видение того, как развивать бизнес. Они у нас люди офлайновые, довольно консервативные. И им довольно тяжело объяснить, что нужно что-то кардинально менять, проводить какие-то революции на сайте и т. д.
С. И.: А без этого никак не обойтись?
А. М.: И это понятно, потому что лучше синица в руках. Люди вложили деньги и не хотят их потерять. Это нам, людям, которые занимаются стартапами, просто менять модели, рисковать и т. д., а инвесторам все-таки тяжелее. Они просчитывают риски, поэтому есть определенная инерция. Поэтому они не готовы на революционные изменения, им нужны изменения эволюционные. Ну и, соответственно, этим они и занимаются. Текущий генеральный директор занимается эволюционными изменениями на сайте. Это приносит свои плоды, но каких-то сверхновых, революционных идей мы не видим, к моему сожалению. Поэтому я занимаюсь тем, чем люблю заниматься и привык, — занимаюсь стартапами, поиском новых ниш и т. д. Таким образом мы просто разделили компетенции. Я как бы работаю в лаборатории, которая генерит проекты и пытается нащупать новые модели, а старый проект потихоньку развивается дальше.
С. И.: А ты мог бы нас посвятить в цифры относительно нынешних показателей «ФотоГазона»? Сколько там сейчас заказчиков, какое количество сделок заключается ежемесячно, на какие показатели вы выходите?
А. М.: Я бы не стал сейчас эти цифры называть, потому что они довольно маленькие.
С. И.: Давай в процентах — темпы роста.
А. М.: Я просто вам объясняю, что сейчас практически нулевые темпы роста из-за того, что у нас нет подпитки от Free-lance.ru. Мы произвели определенную рекламную кампанию, рост был существенный, но потом из-за того, что модель не пошла, просто народ откатился. И народ потребовал просто изменения модели, что мы сейчас и сделаем: примерно через месяц она будет изменена. И мы по новой рекламную кампанию запустим на Free-lance.ru, тогда уже будут какие-то нормальные цифры, адекватные.
С. И.: А по схеме монетизации вы так же экспериментируете или она представляет собой нечто схожее с тем, что было на FL.ru?
А. М.: Там было три типа монетизации. Первый — стандартный, как у нас на Free-lance.ru, платный аккаунт. Второй — процент от сделок. Но это у нас была не «Безопасная сделка», как на Free-lance.ru, то есть не надо было резервировать деньги, а мы работали по типу eBay, или, может быть, «Яндекс.Такси» так работает. Грубо говоря, человек выполняет какой-то проект, известна стоимость этого проекта, и ему оставляют отзыв. И ему записывается на счету минус определенный процент, по-моему, у нас 10% было, от суммы, которую он уже получил на руки. Он получил деньги, и мы ему записали минус: мол, пополни счет, и можешь продолжить работать. И фотографы эту схему не то что не поняли, они привыкли встречаться с заказчиком, получать 50%-ю предоплату, после этого приезжать на съемки. И либо по факту съемки, либо по факту отданных материалов им отдавали другие 50%. И так устроен их бизнес.
С. И.: Из года в год.
А. М.: Да, из года в год они этим занимаются, и поэтому здесь как-то пошло не очень, прямо скажем. А по поводу платных аккаунтов и по поводу платных мест в каталоге… Это нормально, они это понимают. Потому что действительно ты заплатил какие-то деньги и висишь в первых рядах. Тебя нашли — ты получил заказ. Поэтому мы первую схему упрощаем, то есть у нас можно будет оставлять сообщения друг другу сразу, созваниваться, они будут работать по старой схеме. Но мы оставляем модель рекламной доски, то есть аккаунты Pro и главные места в каталоге.
С. И.: А нынешний «ФотоГазон» каким-то образом ограничивает общение между заказчиком и исполнителем?
А. М.: Нынешний ограничивает — только заказ. Тебе как фотографу оставляют заказ, и после этого вы можете общаться, но в системе уже сделана пометка, что есть заказ на такую-то сумму, а значит, ты уже должен денег. Сейчас мы это ограничение снимем.
С. И.: Как раз я хотел узнать: снимете — и как это будет выглядеть тогда?
А. М.: Можно будет общаться, просто писать сообщение любому фотографу. Будут открыты контактные данные любого фотографа.
С. И.: Получается, вы верить на слово будете?
А. М.: А мы не будем брать процент практически. То есть мы будем брать процент, но мы на него не рассчитываем. Они будут оставлять друг другу отзывы. Если фотографу будет нужен положительный отзыв, тогда он заплатит процент. Если ему не нужен будет положительный отзыв, он может и не платить — покупать платные места в каталоге и на этом выезжать каким-то образом. Однако мы рассчитываем, что через какое-то время все равно нужно будет накапливать отзывы, и они привыкнут к этой схеме, но основной мы ее не делаем.
С. И.: Смелое решение, я считаю. Ты упоминал о новой готовящейся кампании «ФотоГазона», но я понимаю, что и до того ты занимался его продвижением.
А. М.: Да.
С. И.: Соответственно, интересно, какими инструментами ты пользовался. Какая была маркетинговая политика: выгрести часть аудитории с FL.ru, которая там задержалась, переманить тех, кто был на конкурирующих ресурсах, либо все-таки это чистое поле — те самые свободные фотографы?
А. М.: Смотрите, у нас был опыт с DizCon, и он был наполовину отрицательный, наполовину положительный, раз уж у нас идет речь о сателлитах. В чем он был отрицательный? У нас была довольно серьезная статья доходов на Free-lance.ru — конкурсы. И когда мы запустили DizCon, значительная часть аудитории ушла делать конкурсы на DizCon, то есть это порядка 50% от всех конкурсов, которые были на Free-lance.ru. И это было довольно болезненно, потому что на Free-lance.ru это стоило дороже. И через какое-то время мы прекратили рекламную кампанию DizCon на Free-lance.ru, но та аудитория, которая ушла на DizCon, осталась, а та, которая убыла на Free-lance.ru, опять восстановилась. Грубо говоря, мы теперь имеем две площадки с конкурсами. Первая — Free-lance.ru, а вторая — DizCon. И это плюс.
С. И.: Но цель-то не достигнута, получается, с другой стороны?
А. М.: С другой стороны, было страшновато, когда мы падали по конкурсам, и неприятно. И поэтому акционеры довольно с опаской относились к затее с «ФотоГазоном», но, так как у нас фотографы, это все-таки не конкурсы… Если там нам платят заказчики, то здесь нам платят фотографы. И обычно, насколько я это знаю, фрилансеры делают следующим образом: они смотрят, где есть проекты, и, если есть проекты, там они покупают платные места, платные аккаунты. Они могут купить на нескольких площадках одновременно, лишь бы проекты были. И здесь мы на это рассчитывали, на то, что не будет оттока, что у них есть проекты на Free-lance.ru, но, может быть, им недостаточно, потому что они фотографы. Все-таки большую часть наших проектов занимают дизайнеры, программисты и копирайтеры. И поэтому они, возможно, купят платные аккаунты на двух площадках. Но за ту недолговременную рекламную кампанию, которая была на Free-lance.ru, мы не увидели там значительного оттока по аккаунтам Pro среди фотографов. Посмотрим, что будет.
С. И.: А по вашим наблюдениям или, может быть, по состоянию ваших активностей, не наблюдается сейчас расширение рынка? Мы берем свадьбы, предположим, как самый востребованный сегмент рынка, а food-фото, fashion — менее востребованный. Но, возможно, рынок недостаточно изучен, и действительно в фотографах потребность большая, только неформализованная. Работа с клиентом либо общемаркетинговая работа не расширяет ли спектр заказчиков, для того чтобы сам рынок был больше, «подогрет» как следует?
А. М.: Возможно. Мы-то на что рассчитывали? Сейчас у нас каждый, кто купил себе хороший фотоаппарат, считает себя великим фотографом.
С. И.: Ну, в общем-то, кстати, большое поле, простор для экспериментов, да.
А. М.: Да. И, соответственно, мы рассчитывали на то, что они же, наверное, хотят этим как-то деньги зарабатывать. И, наверное, логичная цепочка должна быть такой: если я хочу зарабатывать деньги, надо вкладывать в рекламу. Но, видимо, где-то логика у фотографов прерывается.
С. И.: На этом цепочка умозаключений заканчивается, да.
А. М.: Да-да-да. Просто, насколько я помню, фрилансеров-то мы довольно долго приучали к тому, что все-таки для того, чтобы получать деньги, надо вкладываться в рекламу. А там айтишники, то есть люди, которые привыкли, умеют считать. Здесь несколько другая логика: видимо, действительно прожженные профессионалы думают о какой-то бизнес-модели своего поведения. А фотографы — здесь, видимо, не совсем это работает. Еще раз говорю, мы хотим произвести рестарт. Я помню просто по опыту Free-lance.ru: мы тоже стартовали, грубо говоря, два раза. Мы сначала запустились, потом поняли, что у нас не так, зачем-то закрылись, — этого не нужно было, конечно же, делать, — и через полгода опять открылись уже с лентой проектов и т. д. И тогда все пошло. Думаю, может быть, и здесь будет такая же история. Мы учли ошибки и теперь сделаем рестарт и посмотрим. Может быть, ручеек потечет, а может быть, и нет.
С. И.: В завершение передачи более глобальная тема, глобальный прогноз. Как тебе видится, в нынешние кризисные времена, когда многим людям грозит потеря работы и они, вполне вероятно, могут влиться в ряды фрилансеров, значительно увеличив их численность, возможно ли появление серьезных и сильных игроков — я имею в виду биржи фриланса? Может быть, это будет «ФотоГазон», может быть, кто-то еще, но насколько сейчас благоприятный момент для развития этих проектов?
А. М.: Мне же, конечно, хочется сказать, что совершенно неблагоприятный, чтобы не было конкурентов.
С. И.: Не ходите на это поле, мы там еле-еле… Но на самом-то деле мы понимаем.
А. М.: Но на самом деле, если говорить про другие проекты, все же допускают одну и ту же ошибку — идут про проторенной тропке. Они используют те же самые модели, что и используем, они копируют полностью наш интерфейс. Естественно, они не учитывают одну вещь: мы-то на рынке уже десять лет, а очень тяжело догнать человека, который шел десять лет по этой тропе. И поэтому они постепенно умирают. Возможно, придут какие-то западные игроки, они есть, и они уже переводили свои интерфейсы. Но, насколько я понимаю, здесь все-таки надо учитывать специфику нашего местного рынка, и здесь будет та же ситуация, что и с «Яндексом», и с «ВКонтакте». Русские почему-то хотят пользоваться русскими ресурсами. Но конкуренты есть, они появляются, да, здесь ничего не скажешь. А то, что рост будет в кризис, — да, это показал тот же самый 2009 год, когда мы значительно выросли. Но сейчас просто еще люди не осознали, во-первых, что их уволили.
С. И.: И не нашли себе применение еще.
А. М.: Даже после того, как их увольняют, они все равно какое-то время пытаются на те же самые рельсы встать, заново устроиться. Но, попытавшись месяц-два, уже тогда ищут какую-то удаленную работу. Мы ожидаем такой серьезный приток где-то, наверное, месяца через два-три, но уже видно по цифрам, что приток есть.
С. И.: Ну что ж, Антон, большое спасибо! Я считаю, что дело благородное и ты поможешь в тяжелые кризисные времена людям не только на хлеб заработать, но и на штативы, камеры и объективы. Зрителям, уверен, стоит присмотреться ко многим возможностям проекта. А от себя лично хочу сказать спасибо за смелость в экспериментировании и отсутствие догматизма. Спасибо тебе большое!
А. М.: Спасибо большое!
С. И.: На этом я прощаюсь с вами, уважаемые телезрители! Напоминаю, что в студии были Антон Мажирин, основатель проекта «ФотоГазон», и я, Сергей Иванов. Это была программа «Бизнес Online». Всего вам доброго, пока!
В разгар сезона отпусков мы не можем оставить без внимания бизнес онлайн-продаж авиабилетов. И трудно найти человека, который знал бы о этом больше, чем наш гость — генеральный директор компании Biletix Александр Сизинцев.
4 327 37 0Как устроены и на чем зарабатывают сервисы по продаже транспортных билетов через интернет? Мы попросили помочь нам покопаться в механике этого бизнеса генерального директора сервиса Tutu.ru Дмитрия Храпова.
1 676 7 0О внесудебных блокировках и способах защиты от них телеканалу SeoPult.TV рассказал руководитель проекта «РосКомСвобода / RuBlackList» Артем Козлюк.
5 309 40 0Онлайн-образование называют одним из самых перспективных направлений интернет-бизнеса. В гостях у SeoPult.TV основатель образовательной платформы «Универсариум» Дмитрий Гужеля, который рассказал, как работает проект и что его ждет в будущем.
2 430 17 1Как привлечь в сервис 9 млн человек? Как освоить почти млн инвестиций? Как построить платформу, претендующую на роль общенациональной? Разбираемся вместе с нашим гостем, техническим директором компании «Дневник.ру» Александром Лукашовым.
1 034 11 0Как превратить узкотематический «облачный» сервис в универсальную платформу для технологической поддержки индустрии развлечений. Разбираемся вместе с Сергеем Сучковым, генеральным директором компании Radario.
912 7 0С чего начинается продвижение сайта? Любой специалист скажет, что перво-наперво надо подготовить качественное семантическое ядро. О том, как и с помощью каких инструментов это сделать, мы беседуем с основателем сервиса Rush Analytics Олегом Шестаковым.
4 960 71 0Часто на глазах наших зрителей мы препарируем самые разные средства для «цифровизации» торговли. Но не все эти решения изначально рассчитаны на малый, тем более на «сверхмалый» бизнес. Свой способ закрыть часть потребностей «микропредпринимателей» предлагает основатель сервиса CloudShop Булат Сайфутдинов.
6 052 79 0Мы возвращаемся к теме электронных билетов, но на сей раз решили сфокусироваться на маркетинге билетных сервисов. Много интересного об этом нам рассказал digital-директор компании Ticketland.ru Илья Целиков.
1 657 10 0Самое «священное» подразделение любой компании — отдел маркетинга. Именно от его деятельности зависит, поедете вы на следующей неделе покупать Ferrari или продавать свою квартиру. Можно ли полностью отдать маркетинг на аутсорс? Ответить на данный вопрос мы попросили руководителя компании «Клиника доброго маркетолога» Михаила Налетова.
633 5 0