Мы возвращаемся к теме электронных билетов, но на сей раз решили сфокусироваться на маркетинге билетных сервисов. Много интересного об этом нам рассказал digital-директор компании Ticketland.ru Илья Целиков.
Из передачи вы узнаете:
— что происходит на рынке театральных билетов;
— каков вклад различных факторов в онлайн-продажи билетов;
— как устроен медиамикс Ticketland.ru;
— как отсечь перекупщиков от лояльных покупателей билетов;
— и многое другое.
Сергей Иванов: Здравствуйте, друзья! В эфире программа «Бизнес Online», в студии Сергей Иванов. Мы возвращаемся к теме электронных билетов, но сегодня мы хотим сфокусироваться на теме маркетинга билетных сервисов. Я надеюсь, что сегодня об этом нам много интересного может рассказать наш сегодняшний гость — digital-директор компании Ticketland.ru Илья Целиков. Илья, привет!
Илья Целиков: Здравствуйте!
Илья Целиков, digital-директор компании Ticketland.ru.
Родился в 1988 году в Волгограде.
В 2010 году окончил МИСиС (прикладная информатика).
В 2011-2013 годах — руководитель отдела развития компании Club-Sale Group.
В 2013 году стал digital-директором компании Ticketland.ru.
С. И.: Я знаю, что конкуренция на рынке билетных сервисов достаточно велика, тем не менее Ticketland.ru показывает нешуточный рост. Ты можешь рассказать о вашей динамике за этот год? Она как раз вызывает наш особенный интерес.
И. Ц.: За последний год мы выросли примерно в полтора раза. Основной рост показывает именно интернет-канал. Если уровень продаж на кассах остался примерно на том же самом уровне, то в интернете мы выросли очень сильно.
С. И.: В цифрах, если можно.
И. Ц.: В цифрах — плюс 47% по сравнению с прошлым годом. Начало года у нас было не такое динамичное, конец года стал лучше. У нас была реклама по телеку. Весь год мы закроем ростом процентов на тридцать по количеству билетов и чуть больше по финансовым показателям. За счет инфляции стоимость билета выросла, поэтому финансовые показатели тоже немножечко подросли.
С. И.: Ты можешь как-то сопоставить ваш рост с ростом всего рынка?
И. Ц.: По данным нашей внутренней аналитики, рынок сейчас падает, и падает примерно процентов на пятнадцать. Билетов стали покупать меньше. И на падающем рынке мы себя чувствуем достаточно уверенно.
С. И.: А если взять весь рынок, то какие сегменты более прибыльны, более маржинальны?
И. Ц.: Вопрос очень интересный.
Самый большой сегмент — порядка 75% — это рынок театральных билетов. Это регулярные постановки, они идут хорошо. Отдельный сектор — это какие-то мюзиклы, которые идут один сезон и заканчиваются. Это примерно процентов десять. И большой сегмент — это детские мероприятия, новогодние елки. Это для всех очень лакомый кусок в конце года.
С. И.: Горячая пора, да.
И. Ц.: Горячая пора. Как раз сейчас она идет. Мы буквально вчера ожидали самую большую посещаемость в году. Думаем, что дальше тренд уже будет идти вниз. Но рынок театральных билетов падает точно. Люди стали меньше ходить в театр.
С. И.: Причем не важно, идет ли речь об онлайн-продажах или об офлайне, да?
И. Ц.: Просто сами театры стали продавать меньше билетов, рынок сжался. А доля Ticketland.ru выросла заметно. Мы сейчас идем к доле 35% всего рынка. Каждый третий билет, проданный в Москве, продается через компанию Ticketland.ru.
С. И.: А как изменились предпочтения самих покупателей? Растет их осведомленность о рынке электронных билетов?
И. Ц.: Электронный билет — это способ доставки. Как раз в следующем году мы должны в стратегическом плане подумать о продукте как таковом. До этого мы продукт «электронный билет» не позиционировали. У нас компания с большой историей, у нас есть сто касс в Москве, поэтому у нас нет проблемы чистого электронного билета. Как удобно нашим клиентам, так пусть и покупают.
С. И.: Но самый важный элемент — это онлайн-продажи?
И. Ц.: Не факт. Только если человеку так удобно получать продукт. Реклама «купить билет» не работает. Мы проводили тестирование на различных, очень близких по целевой аудитории и семантике веб-площадках, покупали там весь трафик, который есть. Конверсия была очень низкой. Человек должен понять, что он что-то хочет, или ему нужно подобрать то, что он действительно захочет. Искать стали меньше, тренд идет вниз, но мы растем в этом тренде, у нас все хорошо.
С. И.: А если говорить о другой части аудитории, об организаторах, насколько охотно они идут на сотрудничество?
И. Ц.: Организаторов в последнее время стало больше. Если раньше это было очень большой редкостью, то сейчас каждую неделю нам шлют письма и говорят: «Возьмите нас хоть как-нибудь». Но зачастую организаторы, кто давно и хорошо играет на рынке, уже понимают правила. Многие хотели бы туда попасть, но пока не понимают, как и с чем к нам приходить, не совсем выдерживают формат тех мероприятий, которые нам интересно продавать и которые интересно покупать нашей целевой аудитории.
С. И.: Ну что ж, общую картину крупными мазками нарисовали. Давай будем приближаться к маркетингу. Что кроме цены побуждает клиента покупать эти билеты? Какую роль играет реклама, какую роль в принятии решения играют юзабилити сайта или иные факторы?
И. Ц.: Вопрос очень интересный. По нашим наблюдениям, как и в любом другом e-commerce-сегменте, когда человек что-то ищет, куда-то хочет сходить, он посещает достаточно большое количество сайтов, смотрит на цены, на все остальное. Цена не является, скажем так, барьером. Тем более у нас сервисный сбор статичный, мы всегда берем 10% и не пытаемся больше заработать на нашем клиенте. У нас есть услуга, которую мы предоставляем, предоставляем ее на равных.
С. И.: Скажем, есть более дорогие билеты, и ваши 10% там больше.
И. Ц.: Когда организатор собирает какое-то шоу, он примерно понимает, на какую аудиторию оно ориентировано. Если это театр им. Е. Вахтангова и там билеты стоят 200-300$, то люди реально понимают, какой продукт получит человек. Туда придет своя целевая аудитория. Они хотят туда прийти.
С. И.: Сформировавшийся продукт с четкой аудиторией.
И. Ц.: Да, сформировавшийся продукт, и к нему придут, потому что понимают, какие эмоции их ждут, кого они хотят посмотреть. Если человек является поклонником этого артиста, то убедить его в том, что ценообразование неправильное, сложно. Просто проводится ряд тестов, призванных определить, где лучше всего покупают, где конверсия начинает проходить. Но все-таки номинальная стоимость билета на совести организатора. И организаторы зачастую, в 80% случаев, справляются с этим хорошо. Они попадают в ту цену, которая устраивает аудиторию. Мы же, со своей стороны, готовы рекомендовать людям то, что им может быть интересно. Мы сделали свой собственный движок персонализации, и, соответственно, у нас каждый пользователь получает персональное письмо. На главной странице мы показываем рекомендации конкретно для этого человека в зависимости от всей истории его посещений. У нас есть набор маркеров и тегов на каждое мероприятие: что он смотрел, куда он ходил, как он покупал, почем он покупал, за сколько времени до этого он покупал. Мы анализируем все эти параметры, нашу внутреннюю big data, и подбираем конкретно те мероприятия, которые ему могут быть интересны в данный момент.
С. И.: А что, помимо системы рекомендаций, из технических нововведений на сайте вы считаете наиболее удачными для повышения конверсии именно за последний год? Или мы и говорим именно про систему рекомендаций?
И. Ц.: Ну, система рекомендаций — с одной стороны. Возобновляемость спроса, e-mail-рассылки, в которых мы предлагаем нашим клиентам правильный продукт, — с другой. Мы интегрировали электронный билет практически во все площадки, которые у нас есть. Но тем не менее процент людей, кто пользуется электронными билетами, растет не так уж быстро. Электронных билетов примерно 20%, эта цифра очень медленно растет. Полпроцента в месяц она будет набирать, так как люди будут все больше пользоваться мобильной техникой, всем остальным. Мы сделали мобильный билет. Теперь не нужно печатать билет, не нужно его забирать в кассе, можно просто прийти с мобильным в какие-то театры. Главное — не доставка продукта, а все-таки спрос. Надо понимать, что хочет человек, понимать, за какие деньги он это хочет, какую эмоцию он хочет получить. У нас есть свои фирменные билеты, но если покупать у организаторов, они могут быть еще лучше. Кто-то вообще на премьеры делает отличные конверты, все дела, это действительно можно как подарок рассматривать. Но продукты, которые мы можем предложить, не приводят к значительному изменению конверсии.
С. И.: Согласись, от понимания того, что людям нужно сделать лучше, до практического решения есть определенная дистанция. От идеи до реализации проходит время, требуются усилия, да еще можно сделать неверный шаг. Каким образом у вас принимаются решения о тех или иных изменениях?
И. Ц.: Все изменения, которые мы делаем на сайте, мы прогоняем через A/B-тестирование.
С. И.: Тестируете, да?
И. Ц.: У нас есть своя big data, и если есть какое-либо нововведение, пусть даже самая бредовая идея, на какой-то части аудитории мы смотрим за изменением конверсии. Если оно работает лучше, мы оставляем. Мы это все проводим на своей стороне. Но мы не говорим о передвижениях кнопки или каких-то незначительных изменениях, которые вряд ли приведут к значительному результату. Но если меняется что-то в логике, если мы что-то улучшаем или изменяем, то это все всегда тестируется.
С. И.: Именно A/B-тестирование на сайте?
И. Ц.: Чистое тестирование, да. Вообще, во всех продуктах, которые мы изменяем, есть стабильная версия, которая приносит основной доход, а все остальное — это набор A/B-тестов. В зависимости от их эффективности улучшаем или оставляем. По той причине, что это стало немножко машинным, стало сложно объяснять организаторам, что там работает формула, которую мы придумали и понимаем. А теперь мы ввели набор коэффициентов, которые предложила поставить сама машина. Мы имеем общее представление, как она работает, но как точно эта штука работает, мы уже не знаем.
С. И.: Как устроен ваш медиамикс? Что это — поиск, «контекст», социальные сети? Мне интересно понять бюджет и вклад каждого канала в продвижение.
И. Ц.: Полтора года назад мы полностью отказались от всех видов продвижения сайта. Мы все убрали. Мы стали решать проблему наполнением контентом. Сейчас поисковые системы идут в персонализацию, идут туда очень активно. Мы интегрировали свой движок персонализации, начали отправлять персонализированные e-mail-рассылки, и люди меньше стали искать что-либо в «Яндексе» и Google. Честно, за последние два года, не купив ни одной ссылки, не купив ничего, мы по всем запросам в Google, вообще по всей семантике стоим в топ-1. Стоим жестко.
С. И.: Такая жесткая органика у вас, да?
И. Ц.: Просто жесткая органика. И то же самое в «Яндексе». Это хорошо идет, мы собираем «контекст». Для «контекста» мы тоже написали собственного робота, свою биддинговую систему, которая сама принимает решения о том, что почем мы готовы покупать, что почем мы не готовы покупать, чтобы это было экономически выгодно. По этой причине бюджет у нас неограничен, но если посмотреть примерные цифры, то на «контекст» в уходящем году мы потратим примерно 30 млн руб. В следующем году, я думаю, цифра будет чуть-чуть больше, потому что мы еще выйдем в RTB. Для RTB мы будем использовать аналогичного робота.
С. И.: А соцсети?
И. Ц.: Соцсети? Сколько мы ни пытались искать целевую аудиторию… Мы проводили достаточно много тестов, потратили порядка миллиона рублей. Но в наших KPI с возвратом инвестиций от «контекста», от органики, которая у нас есть, это не сравнится вообще. Мы не можем это использовать как продукт для постоянного роста компании. У нас есть набор идей, каким образом в социальных сетях начать действовать, но это будет не реклама, мы точно ничего не будем покупать. Это слишком дорого.
С. И.: Получается, что самое конверсионное у вас — контент-маркетинг и «контекст»?
И. Ц.: Самое конверсионное, если смотреть в процентном соотношении, это рассылка. Рассылка ужасно конверсионная!
С. И.: А, e-mail-маркетинг.
И. Ц.: E-mail-маркетинг! Это просто ужасно! Каждый пятый, кто получает персональное письмо, просто идет и покупает билет.
С. И.: А какая у вас конверсия там? Я слышал, что для e-mail-маркетинга 20% — великолепно, но чувствую, что здесь какие-то ошеломляющие должны быть цифры.
И. Ц.: Реально! У нас сейчас аудитория приближается к миллиону, мы рассылаем миллион писем, и из миллиона писем мы выгребаем 5 тыс. билетов. Скажем, 30% читает письма. Из тех, кто прочитал письма, переходит, по-моему, 20%. И каждый пятый из них покупает. И трафик, который оттуда идет, реально хорошо покупает. Потому что мы угадываем рекомендации, мы понимаем, что нужно человеку, мы удовлетворяем его спрос. У меня даже было предположение, что в связи с рекламой по телеку должна расти чистая семантика Ticketland и всех его словоформ в «Яндексе» и Google, но она падает. Люди уже даже в поиск не ходят, мы удовлетворяем их спрос по почте. Люди получают письмо и уже понимают, что Ticketland все нашел, все показал, все положил.
С. И.: И предложил.
И. Ц.: Да. Есть цена, есть билеты, они всегда есть. Если билетов нет, то не предложил. Зачем искать?
С. И.: Логично. А ретаргетинг вы используете?
И. Ц.: Нет, сейчас мы не используем ретаргетинг, потому что ни одного партнера, который мог бы достойно делать ретаргетинг, у нас нет. Ну и на рынке их тоже нет, скажем так.
С. И.: А как вы находите, определяете, сегментируете свою аудиторию? Какая аудитория, что называется, наиболее благодарна и отзывчива? На какую из них медиамикс наиболее эффективно воздействует?
И. Ц.: Вопрос достаточно сложный. Мы проводим исследования, мы понимаем, какая группа, какой сегмент, кто вообще наша целевая аудитория. Мы проводим опросы, спрашиваем, насколько нас знают, насколько в нас уверены, насколько уверены в рынке, какие есть потребности. И если у человека есть спрос, то он конвертируется одинаково хорошо, с какого бы канала он ни пришел, если мы угадываем его параметры. Хороший пример: мы недавно запустились в большой CPA, мы сделали 300 с чем-то баннеров. У нас есть, направление, которое помогло бы для сайта. Там 300 баннеров, 20 различных лендингов под каждый сегмент. Веб-мастера сами принимают решение, какой лендинг будет для них наиболее конверсионным. Кто-то любит клубы, кто-то любит классические спектакли, кто-то любит мюзиклы, кто-то любит мероприятия для детей. Каждый из них для себя выбирает, конверсия достаточно неплохая. Если мы попадаем в спрос, конверсия хороша. Если мы не попадаем в спрос и бьем по какой-то большой аудитории, это всегда провально, и эффективность этого направления падает в десятки раз, настолько значительно, что даже не имеет смысла тратить деньги.
С. И.: А какой вклад в конверсию вносит лояльная аудитория? Есть ли она у вас вообще? Можно ли вообще говорить о лояльности аудитории к конкретному билетному сервису?
И. Ц.: Можно говорить.
С. И.: Если можно говорить, то оправдаются ли затраты на формирование и поддержание лояльной аудитории?
И. Ц.: Вопрос еще сложнее по той причине, что мы самый большой билетный оператор. У нас даже внутри нашей базы есть, скажем так, профессионалы, которые торгуют нашими билетами. По этой причине непросто отличить лояльную аудиторию от конкретного человека, которого мы сподвигаем ходить в театр, предположим, не два-три раза в год, как это происходит в среднем, а десять раз в год.
С. И.: Театралы какие-нибудь, да?
И. Ц.: Театралы. И как отличить заядлого театрала, которому мы предоставляем отличный сервис, от человека, который профессионально занимается торговлей билетов?
С. И.: Перекупщики просто?
И. Ц.: Просто перекупщики, они тоже есть. Вопрос в том, как определить, что вот это именно лояльная аудитория, а это уже перекупщики. Этот вопрос очень интересен. В какой момент заканчивается лояльная аудитория и начинаются перекупщики. Если взять верхние 20% тех, кто чаще всего покупает, цифра получится действительно очень большой. Но каков их вклад в лояльную аудиторию, это совсем вопрос другой. Можно сказать однозначно, что после рекламы по телеку наш CTR и конверсии со всех наших брендов увеличились очень сильно. Люди стали понимать, люди стали доверять, просто появился другой уровень доверия к нашему бренду, и люди стали конвертироваться действительно лучше. Сказать, что они стали к нам чаще приходить, нельзя. Но те источники, которые работали до этого, стали конвертироваться гораздо лучше.
С. И.: Но вы планируете все-таки отделить перекупщиков от лояльных? Потому что мне сам факт наличия перекупщиков кажется, конечно, губительным, потому что они же лишают аудиторию прямого и быстрого доступа к билетам.
И. Ц.: За последний год мы оперировали алгоритмом «Карма», у нас стала жутко не user friendly система регистрации, потому что нам приходится валидировать каждый номер телефона. Скажем, если он перекупщик и ему нужна регистрация, он хочет что-то забронировать или выкупить, пусть хотя бы новую «симку» купит, каждый раз делая заказ.
С. И.: Ну да, он быстро исчерпается.
И. Ц.: Не быстро. Многие из тех, кто это делал, продолжают это делать, это все равно их хлеб. Тем не менее мы снизили влияние перекупщиков на рынок в 3,5 раза. И сейчас, чем глубже мы будем интегрировать мобильный билет, электронный билет и оплату пластиком, тем сильнее мы сможем закручивать гайки. Если человек хочет забрать обычный билет, ему нужно бронирование, ему нужно давать время, чтобы дойти до кассы. И как раз этим и пользуются перекупщики. Если мы не хотим, чтобы они наживались, и организаторы это понимают, то самый лучший вариант — сказать: «Друзья, просто покупайте пластиком из любого источника, в котором вам удобно». И тогда никаких проблем не будет. Но до этого еще нужно дойти.
С. И.: Ну да, весь рынок должен одновременно до этого дорасти. Поговорим о мобильном трафике — о том, что сейчас волнует всех, интересует всех. Какова у вас доля мобильного трафика? Я понимаю, что мой вопрос очень общий. Бывает трафик, идущий на обычный сайт из мобильных устройств, а есть, собственно, работа с приложениями. Но тем не менее какова у вас доля мобильного трафика?
И. Ц.: Мобильного трафика у нас примерно 15%. У нас есть как-то работающая мобильная версия. Достаточно сложно сделать в рамках Веба хорошо работающую мобильную версию. У нас есть большие схемы залов, у нас есть такие вещи, которые нереально реализовать. Сейчас у нас есть прототип мобильного приложения, мы его зарелизим или в конце этого года, или в начале следующего. Но для того чтобы удовлетворить пользователя мобильного телефона… Скажем так, все наши конкуренты еще два года назад сделали мобильные приложения, и ни у кого не заработало.
С. И.: Казалось бы!
И. Ц.: Почему не заработало? Потому что к любому заходим, говорим «Сделать заказ», что-то выбрали. Удобно или неудобно, об этом не будем говорить, у каждого свои специалисты, у каждого свое понимание удобства. В конце, на последней странице — «Оформить заказ», — появляется надпись «Ваш заказ №1. С вами свяжется наш специалист по телефону. Позвоните туда-то».
С. И.: Смысла особого нет?
И. Ц.: Каким образом мне может помочь приложение, которое говорит: «Ой, ты что-то сделал с телефона. Мы тебе разрешаем подождать или свяжемся с тобой как-то, для того чтобы ты дальше что-то делал»?
С. И.: Казалось бы, идентификация-то гораздо более точная с мобильного телефона или с того же планшета, если SIM-картой оснащено устройство?
И. Ц.: Идентификация точнее, но пользователю это делать неудобно, в конце он не получает результата. Поэтому наше мобильное приложение мы хотим запустить в тот момент, когда новый наш продукт «Мобильный билет», это QR-код в Passbook, будет интегрирован в какое-то значимое количество театров. И из приложения будет доступ к списку только тех театров, которые уже внедрили мобильный билет, куда можно просто прийти с телефоном.
С. И.: Фактически мобильное направление сдерживается неготовностью самих организаторов, площадок принимать электронные билеты.
И. Ц.: Да, площадок. Мы нарисовали сканер на Android, у нас сейчас есть возможность раздавать его бесплатно, для того чтобы это быстрее интегрировалось в рынок. Но в любом случае во многих театрах стоит «возрастная» женщина на входе и…
С. И.: …не очень понимает, о чем идет речь.
И. Ц.: Да. «Что такое? Вот бумажный билет, контроль, проходите! Что вы придумываете?» Соответственно, есть театры, которые сразу понимают, что это будущее, и понимают, что через два-три года все так будут ходить.
С. И.: Да.
И. Ц.: Это просто будущее. Интеграция каких бы то ни было смартфонов будет выше, и через три года делать это как-то иначе уже странно будет. «Яндекс», кстати, сделал клевый сервис, они тоже помогают. Они как раз проводили свое тестирование на три дня позже нас. Технология очень близкая, только зачем-то они реализовали свой собственный протокол. Наверное, им виднее. Поэтому чем больше сканеров мы поставим в театрах, тем больше театров будет доступно из мобильного приложения, и мы не будем покупать трафик для мобильного приложения. У нас не очень маржинальный бизнес. И вступать в прямую конкуренцию с e-commerce или с игровым трафиком через мобильные устройства, скорее всего, мы не сможем.
С. И.: Получается, что вы же можете переложить бремя раскрутки на тех же организаторов? Они же рекламируют свои фильмы, свои спектакли, и там же могли бы еще и информацию подставлять об удобстве новых технологий, нет?
И. Ц.: Я думаю, нет. Passbook-технология, реализованная Apple, живет отдельно, для нее даже не нужно приложение. Первый шаг, который мы делаем сейчас, — это получение билетов в Passbook с сайта. И установка приложения будет финальным шагом для тех, кто приходит к нам на сайт. Мы проводили соцопрос и искали нашу целевую аудиторию. Нашей целевой аудитории в Москве примерно 4 млн. Среднемесячная посещаемость нашего сайта — примерно 2,5 млн. То есть процентов шестьдесят всей целевой аудитории, которая может быть в этом сегменте, у нас уже есть. На следующий год, я думаю, мы ее доведем процентов до восьмидесяти. Вопрос в том, что нужно этим людям? Зачем покупать тот же самый трафик в другом канале, тратить дополнительные деньги, если мы можем свой трафик обучить правильно? Может быть, дать ему какой-то бонус за то, что они попробуют пользоваться новыми технологиями.
С. И.: А вы не пытались совместно с другими игроками этого рынка предпринять усилия, как-то подтолкнуть, помочь площадкам модернизировать свою систему?
И. Ц.: Мы бесплатно даем всем площадкам сканер.
С. И.: Ну вот!
И. Ц.: Мы действуем самостоятельно. Всем даем бесплатно! Но на входе стоит «возрастная» женщина. Я к ней прихожу и говорю:
— Здравствуйте, это наш новый сканер на базе китайского телефона, он все умеет делать.
— Что ты мне принес, сынок?
С. И.: Но они же могут заменить женщину на студента, который прекрасно все поймет.
И. Ц.: Ну, это театральный вопрос. Представляете, вы будете приходить в какой-нибудь хороший театр, а там будет стоять…
С. И.: Да, я про кинотеатры подумал. В кинотеатрах давно уже школьники работают.
И. Ц.: В театрах сложнее.
С. И.: Илья, ты, наверное, следишь за деятельностью конкурентов. Можешь ли ты назвать типичные ошибки, которые совершают игроки на рынке билетных сервисов? Можешь безлично, можешь, вспоминая себя, но путь пройден, и как раз всем было бы очень полезно понять, что было сделано не так, какие неверные шаги делали.
И. Ц.: Неверных шагов немного. Все пытаются обновлять сайты и все улучшать, выкатывают сырые продукты. Но это, наверное, всем свойственно.
С. И.: Рынок новый, поэтому маркетинг идет путем проб и ошибок, поэтому это естественно.
И. Ц.: По поводу новых сайтов ничего не могу сказать. Конкуренция полезна. Чем лучше будут играть конкуренты, тем будет лучше. Я не знаю того бэкграунда, который есть у конкурентов. Я знаю, что наша доля растет. Может быть, их тоже растет. Я же не знаю, что там происходит. И здесь больших ошибок нет. Но если посмотреть на рекламные технологии, которые продолжают использовать наши конкуренты, я могу предположить, что зачастую они тратят очень много денег, скажем так, в сравнении с нами. Мы бы это покупать не потянули. Они меньше нас, но продолжают этим каналом идти…
С. И.: …истощая собственные ресурсы, получается.
И. Ц.: Да. Может быть это инвестиции, может быть они работают в чистом нуле, но им, получается, работать некомфортно. И в тот момент, когда нужно сконцентрироваться и сделать какие-то более важные усилия, они продолжают вливать бюджет в ту рекламу, которая не факт, что приносит доход. Вопрос в том, как они считают. Считают ли они? Судя по тому, как они делают, наверное, они не все считают, не каждого пользователя маркируют и не понимают, сколько конкретно денег они на этот билет тратят. Еще не весь рынок дорос. Если чистый e-commerce, авиабилеты особенно, реально понимают каждую копейку, где можно заработать, где нельзя заработать и как, то здесь еще идет стихийный процесс: «Есть технология? Давайте мы будем пытаться! Посмотрим!» Хотя, может быть, это уже конвульсии, не знаю.
С. И.: Ну, конкретных советов по «ненаступанию» на грабли ты, наверное, не дал, но оценки конкурентов достаточно…
И. Ц.: Честно, есть конкуренты, есть два-три конкурента, за которыми интересно смотреть. Я считаю их клевыми ребятами, они прямо молодцы! У них немножко другая целевая аудитория, и я думаю, что к нам они не придут, в нашу нишу, а мы в их — придем. Ну, посмотрим, на рынке разберемся!
С. И.: Ну что ж, я думаю, что рынок изменчив. Вдруг действительно вы будете сидеть у нас и рассказывать именно о том, что произошло, кто к кому пришел, кто кем стал и кто как стал считать деньги, избегать ошибок маркетинга. Спасибо тебе за интересный рассказ! Я думаю, что твои достаточно точные и лаконичные ответы помогут нашим зрителям открыть для себя новые горизонты маркетинга. Спасибо!
И. Ц.: Пожалуйста!
С. И.: На этом я прощаюсь с вами, уважаемые телезрители! Напоминаю, что у нас в гостях был Илья Целиков, digital-директор компании Ticketland.ru. Всего вам доброго, пока!
В разгар сезона отпусков мы не можем оставить без внимания бизнес онлайн-продаж авиабилетов. И трудно найти человека, который знал бы о этом больше, чем наш гость — генеральный директор компании Biletix Александр Сизинцев.
4 327 37 0Как устроены и на чем зарабатывают сервисы по продаже транспортных билетов через интернет? Мы попросили помочь нам покопаться в механике этого бизнеса генерального директора сервиса Tutu.ru Дмитрия Храпова.
1 676 7 0О внесудебных блокировках и способах защиты от них телеканалу SeoPult.TV рассказал руководитель проекта «РосКомСвобода / RuBlackList» Артем Козлюк.
5 309 40 0Онлайн-образование называют одним из самых перспективных направлений интернет-бизнеса. В гостях у SeoPult.TV основатель образовательной платформы «Универсариум» Дмитрий Гужеля, который рассказал, как работает проект и что его ждет в будущем.
2 430 17 1Как привлечь в сервис 9 млн человек? Как освоить почти млн инвестиций? Как построить платформу, претендующую на роль общенациональной? Разбираемся вместе с нашим гостем, техническим директором компании «Дневник.ру» Александром Лукашовым.
1 034 11 0С чего начинается продвижение сайта? Любой специалист скажет, что перво-наперво надо подготовить качественное семантическое ядро. О том, как и с помощью каких инструментов это сделать, мы беседуем с основателем сервиса Rush Analytics Олегом Шестаковым.
4 961 71 0Как превратить узкотематический «облачный» сервис в универсальную платформу для технологической поддержки индустрии развлечений. Разбираемся вместе с Сергеем Сучковым, генеральным директором компании Radario.
912 7 0Часто на глазах наших зрителей мы препарируем самые разные средства для «цифровизации» торговли. Но не все эти решения изначально рассчитаны на малый, тем более на «сверхмалый» бизнес. Свой способ закрыть часть потребностей «микропредпринимателей» предлагает основатель сервиса CloudShop Булат Сайфутдинов.
6 052 79 0Самое «священное» подразделение любой компании — отдел маркетинга. Именно от его деятельности зависит, поедете вы на следующей неделе покупать Ferrari или продавать свою квартиру. Можно ли полностью отдать маркетинг на аутсорс? Ответить на данный вопрос мы попросили руководителя компании «Клиника доброго маркетолога» Михаила Налетова.
633 5 0Как эффективно автоматизировать маркетинговую активность компании c помощью eCRM? На этот и другие наши вопросы отвечает генеральный директор компании Brand Mobile Давид Вачадзе.
368 2 0