Сотни тысяч приложений в AppStore — это не только головная боль для выбирающего пользователя, но и поле для работы оптимизаторов. Как продвигаются мобильные приложения в AppStore, насколько объективны рейтинги, кто ими управляет и как продвинуть свое приложение? завесу секретов мобильной аппсторовской оптимизации перед Наилем Байковым приоткрыл сооснователь и партнер компании Empatika Байрам Аннаков.
Из программы вы узнаете:
— как устроена система рейтингов в крупнейшем магазине приложений — AppStore;
— чем отличается система AppStore от системы Google Play и Windows Store;
— кто сейчас профессионально занимается оптимизацией и продвижением приложений;
— в чем заключается оптимизация и продвижение приложений;
— работает ли метод продвижения с помощью регулярных апдейтов приложения;
— насколько реальна и эффективна «черная оптимизация»;
— как правильно продвигать приложения;
— и многое другое.
Наиль Байков: Здравствуйте, уважаемые зрители! Это программа «Бизнес online», в студии Наиль Байков. Сотни тысяч приложений в App Store — это не только головная боль для выбирающего пользователя, но и огромное поле для работы оптимизаторов — тех, кто продвигает мобильные приложения. Как они продвигаются, как устроена система рейтингов, насколько вообще она объективна, мы сегодня и поговорим с сооснователем и партнером компании Empatika Байрамом Аннаковым.
Байрам Аннаков, сооснователь и партнер компании Empatika.
Родился в 1983 году в городе Ашхабад.
В 2006 году окончил МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана.
С 2003 по 2008 год работал в компании VDI, где прошел путь от младшего разработчика до старшего руководителя проектов.
В 2009 году основал компанию Empatika.
Н. Б.: Байрам, добрый день!
Б. А.: Приветствую!
Н. Б.: Приятно видеть тебя в студии!
Б. А.: Спасибо.
Н. Б.: Перед тем как ты раскроешь секрет успешного продвижения мобильных приложений в App Store, позволь поинтересоваться: в двух словах расскажи, пожалуйста, чем занимается твоя компания.
Б. А.: Мы разрабатываем приложения для мобильных телефонов: iOS, Android, Windows Market. Пробуем. Мы начали где-то три года назад, сначала под заказ это делали.
Н. Б.: В 2009 году?
Б. А.: Да. Но потом поняли, что лучше делать свои продукты и выводить их на глобальный рынок. Этим сейчас и занимаемся.
Н. Б.: Кому, как не тебе, известно, как сегодня эффективно и быстро продвинуть приложение в топ App Store. Наверняка ты знаешь об исследованиях немецкой компании Adeven, которая подготовила статистику по количеству приложений в App Store. На данный момент в App Store, согласно исследованию, их практически 650 тыс., но сейчас прозвучит самая страшная цифра: 400 тыс. из них никогда не скачивались! Представитель компании Кристиан Хеншел рассказал, что у 400 тыс. приложений нет рейтинга, их никто не скачивал, пользователь о них знать не знает. На твой взгляд, почему так?
Б. А.: Ну, самый банальный вопрос. Сложно найти такое приложение сейчас, а кроме того, возможно, что люди делают для своих целей, распространяют по промокодам, не делая паблик, вероятно. Просто для информации: извне нельзя узнать, было ли скачано хоть раз какое-то приложение. Только разработчику самого приложения можно, или если он открыл эту статистику. Поэтому возможно, что они скорее имеют в виду, что не пользуются: может быть, кто-то и скачал, но, скорее всего, просто не пользуется; это похоже на правду. И я думаю, что сложность с поиском какого-то аппа — это большая проблема сейчас, тем более для независимых разработчиков, которые делают приложения сами.
Н. Б.: Существует, Байрам, мнение, что закрытая система поиска просто не видит это приложение. Это так?
Б. А.: Да нет. Скажем так, когда ты публикуешь приложение, то все зависит от тебя: насколько ты правильно прописал, начиная с ключевых слов и заканчивая дескрипшеном приложения, и в какую категорию ты его положил.
Есть такой хук, который позволяет вам выводить.
Н. Б.: Байрам, от себя скажу, что если ты не в топ-25 App Store, то ты никто! И это знают и разработчики мобильных приложений, и их заказчики, владельцы. Одним из главных критериев попадания в топ является система рейтингов. Можешь поподробнее рассказать, как она устроена?
Б. А.: Каждый юзер, который — это обязательное условие — скачал приложение, может оставить на него оценку. Оценка состоит из трех вещей: первое — сама оценка по пятибалльной шкале (кстати, в Германии из-за этого проблемы, я сейчас расскажу); второе — маленький заголовок; третье —развернутый дескрипшен. В чем проблема в Германии и в некоторых других странах? Там система пятибалльной оценки: идут единичка — это хорошо, считается. Отлично, хуже, хуже, хуже, хуже.
Н. Б.: А, у них наоборот!
Б. А.: Да. И школьники очень часто путают и ставят заведомо низкую оценку, что иногда сказывается на восприятии разработчиков. Например, когда не согласуется то, что написали, с тем, какую оценку получили.
Н. Б.: Как отличается эта система от других: от Google Play, Windows?
Б. А.: Я думаю, что первое сильное отличие в том, что оставившего комментарий невозможно найти, если он не хотел этого. Когда ты оставляешь комментарий к приложению, ты можешь выбрать себе любой никнейм, какой тебе угоден, например «Вася Пупкин», и все. Я могу оставить негативный комментарий, оценку, написать «Вася Пупкин», и разработчик не сможет меня найти. Есть целые шпионские истории, как по форумам eBау, Amazon вычисляют, кто использует такой никнейм чаще всего, находят источник негативного отзыва и переводят из негативного в позитивный. В App Store же ты даже написать человеку ничего не можешь. Максимум можешь пожаловаться на комментарий, заявив, что он неадекватный. И через другие форумы в итоге находят человека, заводят общение и в итоге выводят в позитив, если получается.
Н. Б.: Весной 2012 года известный деятель Рунета Игорь Ашманов сравнил сферу продвижения в сторах с эпохой раннего SEO. Я просто сейчас процитирую Игоря: «Как продвигать приложения в App Store, знает очень малое количество людей, и есть подозрение, что у многих из них просто есть завязки в компании Apple». Да? «Большинство же от AppStore в шоке и не знают, как продвигаться. „Или в топе, или...”» — и здесь каждый наш зритель поставит по рифме удобное для него слово. На самом деле это так или нет?
Б. А.: Это близко к правде. Ну, первый point: поскольку система закрытая, как и яндексовский поисковик, алгоритм поиска, то никто не знает наверняка, кроме самих создателей. Второе: она сильно эволюционирует. Apple купил ребят из Chomp, если мне память не изменяет, и встроил их алгоритм. Если посмотреть на AppStore последней версии операционной системы, шестой, то он сильно переделан, из-за чего огромные проблемы, типа того, что ты скачиваешь версию с App Store, оказывается, это не последняя версия, которая была в AppStore. У нас просто была такая ситуация: представь, я скачиваю...
Н. Б.: Это какой-то был очередной апдейт? Или предыдущий?
Б. А.: Это был предыдущий апдейт. Ну, это баг, причем AppStore говорит, после того как скачал я из AppStore же, там невозможно скачать предыдущие версии, ты всегда скачиваешь последнюю…
Н. Б.: Свежую, да.
Б. А.: Но он тебе сам говорит: «У тебя не последняя, скачай новую». Но это из-за проблем с интеграцией Chomp, движка этих ребят, в аппсторовскую инфраструктуру. И к чему я? Сильно эволюционирует эта вещь, алгоритмы меняются. Конечно же, пока система не стабилизировалась, никто не может прогнозировать ее поведение.
Н. Б.: А про подозрения Игоря ты можешь как-то сказать? Завязки в Apple — существует ли такое?
Б. А.: Скажем так, любой разработчик хочет установить контакт с людьми, которые выбирают, какие аппы будут featured, рекомендуемыми, какие будут находиться выбранными Apple и т. д.
Н. Б.: А кто эти люди?
Б. А.: Это простые люди, которые работают в компании Apple, отбирают приложения, — редакторы. Как любой бизнесмен хочет подружиться с журналистом, а лучше редактором «Ведомостей» или «Коммерсанта», так и любой разработчик приложения хочет дружить... Но они закрыты, так просто не найти их, и они закрыты к общению, и, конечно, это долгий путь, чтобы завязать какой-то контакт. После того как я провел в Штатах некоторое время, я понял, что наличие контакта не гарантирует совсем, что вам будет оказана какая-то помощь.
Н. Б.: На сегодняшний день существует компания, которая занимается эффективной оптимизацией и продвижением?
Б. А.: Компания?
Н. Б.: Компании. Кто этим занимается?
Б. А.: Есть, понятно, ресурсы, как онлайн-, так и офлайновые компании, которые этим занимаются. Но я бы не сказал, что есть какая-то компания, которая это гарантирует, если только это не Apple. Нет такой компании и не может быть. Оптимизировать — да, но не гарантировать. Как в свое время не хотели гарантировать позиции в «Яндексе».
Н. Б.: А в чем вообще заключается оптимизация, Байрам?
Б. А.: Я хочу сначала акценты расставить в соответствии с данными опросов всех, которые проходили через меня. Топ-3 в порядке убывания по вопросу «Почему ты скачал какое-либо приложение?».
Второе — это статьи на крупных PR-площадках, media-review-площадках. И только третье — это general search в AppStore. Не так много людей заходит в AppStore и делает search, как мы делаем в «Яндексе», по крайней мере пока. И поэтому нужно понимать место оптимизации в общем количестве даунлоадов. В чем заключается оптимизация? Первое: это правильный подбор ключевых слов и дискрипшенов. Причем там, например, в ключевых словах вы можете использовать только 100 символов, допустим, и в названии приложения 100 символов. По оценке название приложения и кейворды имеют одинаковою значимость, поэтому многие продвинутые разработчики называют, например, апп в таком стиле, вот у нас: App in the Air, дальше — Money Saving Flying Assistant. Все, кто будет искать «money», «save», «fly», «assistant», будут на таком же уровне. То есть я расширяю доступные возможности в 100 символов кейвордов дополнительными в названии. Долгое время была тема, что название In-App Purchase тоже имело такой же ранг. Кстати, как только они пришли на Chomp, закрыли эту тему, и вы могли называть «ин-аппы» еще другими ключевыми словами, и получается, что объем ключевых слов, по которым вы продвигаетесь, может раза в три превышать тот объем, который дает AppStore.
Н. Б.: Вот здесь я перебью тебя. Английский язык — это замечательно! А русскоязычный поиск работает? Как он там реализован?
Б. А.: Вот честно, чего не знаю, того не знаю, но, поскольку алгоритмы поиска в целом одинаковые, там могут быть только проблемы с окончаниями и т. д. Это, кстати, заметно улучшили при покупке Chomp. По крайней мере, в английском. За русский не могу ручаться, потому что не знаю. А в английском он достаточно хорошо понимает окончания, и не надо отдельно писать «fly» и «flying» - он поймет, что это разные формы «fly».
Н. Б.: Вот кто-то решил, предположим, самостоятельно заняться оптимизацией. Как правильно вообще пиариться?
Б. А.: Я делю по порядку. Сказал друг, рассказал друг — это, понятно, виральные механизмы, которые можно встраивать в приложения типа Share в Facebook, в Twitter и т. д. Второе — это review-сайты, я их делю на два эшелона. Во второй эшелон вы можете попасть, если просто напишите или купите от 15 до 150$ — ну, бывает там 800$, — но попасть туда гарантировано в целом вы можете, хотя они делают ремарку в стиле: «Если мы поставим оценку ниже трех, то вы можете сказать нам, чтобы не публиковали это review». На самом деле они делают хорошие review, это просто отписка, я думаю. Но есть сайты первого эшелона, такие как Gizmodo, TechCrunch, Business Insider, и вот туда попасть платно невозможно. Вас они могут заметить на крупном ивенте каком-то — на TechCrunch Disrupt я ездил в Сан-Франциско, например, — или же во втором эшелоне. Вы появились на сайтах второго эшелона, они заметили, им понравилось, или они делают какую-то статью, и вы попадаете в первый эшелон. Когда мы попали в Gizmodo UK, в день мы получили около 1300 даунлоадов и, конечно, ворвались в топ-20 App Store UK сразу, и это действительно круто, но не более того.
Вы просто из-за кумулятива не поместитесь там.
Н. Б.: Байрам, а работает продвижение по принципу «новинка», когда я заливаю все новые и новые апдейты и тем самым?..
Б. А.: Раньше работало.
Н. Б.: Раньше — это когда?
Б. А.: В июне-июле я это чувствовал. Вы выпускаете апдейт, а поскольку вы набрали уже какую-то базу, у вас в первый день примерно 70% юзеров скачивают, и в первый же день делаются обновления, и вы взлетаете вверх. В последнее время — я не знаю наверняка, только наблюдения — это никак не влияет вообще на ваши позиции. Наверное, коэффициент если и был раньше какой-то понижающий на апдейты, то сейчас его точно нет или он настолько мизерный, что не проявляется в позициях.
Н. Б.: В июле 2012 года по интернету разлетелась информация с форума Toucharcade о том, что попасть в топ-25 App Store можно за совсем небольшую сумму в 5$ тыс. Насколько вообще реальна такая «черная оптимизация»? Ну, ты слышал, да?
Б. А.: Конечно! Более того, я вам скажу, что я получал письма с предложениями о такой помощи. Раньше это работало. Тут всегда, как мой отец говорил, кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Н. Б.: А что вообще включается в понятие «за 5$ тыс. попасть в топ-25»?
Б. А.: Боты скачивают приложение, ставят оценки — и все. Apple борется и будет бороться всю жизнь с этими ботами, но, как только он вытащил из App Store, удалил просто на какое-то время все приложения, которые пользовались этой помощью, сразу разработчики начали использовать такие методы. Более того, я вам скажу, что есть такие сервисы, как, например, TapJoy. Эта сетка предлагает то, что Apple называет мотивированными даунлоадами. У Apple четко написано: если мы заметим, что у вас мотивированные даунлоады, то есть вы платите за даунлоад, то мы вас можем забанить. Забанят полностью в AppStore, и вы никогда не вернетесь туда.
Н. Б.: Забанят меня как разработчика?
Б. А.: Да, вас как разработчика. И все ваши аппы снимут. Единственное, TapJoy по-прежнему работает, и вы можете, начиная c десяти центов, скачивать. Просто надо или делать это хитро, или не делать вообще. Ну, хитро — это смешивать трафики: вы тащите трафик с TapJoy плюс замешиваете его с трафиком рекламным, где вы платите не за даунлоад. Ну, например, Facebook только неделю назад примерно, может быть даже меньше, ввел возможность платить за install, но если внимательно почитаешь, то понимаешь, что не за install, а за impression. Но Facebook тоже даже не может сделать такую рекламу, потому что это против политики Apple. Надо намешивать, есть еще куча других способов. Основная идея в том, чтобы трафик не был только мотивированными даунлоадами, в противном случае App Store выяснит и забанит вас.
Н. Б.: Если у меня есть возможности другого способа получения трафика, то можно воспользоваться таким предложением?
Б. А.: Да, все это могут сделать, и это официально. Более того, Apple приостановил TapJoy до определенного времени, после чего TapJoy сделал такую штуку, что вы не встраиваете де-факто код TapJoy себе в приложение, чтобы его мотивированно скачивать. Ну, не то чтобы не встраиваете, вы его не показываете явно, и все, AppStore не может быстро вычислить, что вы это делаете. Есть куча статей по этому поводу, и такие сетки существуют, и они паблик, то есть вы можете зайти в TapJoy.com и в пару присестов начать себе скачивать.
Н. Б.: Ну и в завершение передачи, Байрам, давай резюмируем нашу с тобой беседу. Все-таки представь свое видение правильного и эффективного продвижения мобильных приложений.
Б. А.: Во-первых, я бы всем разработчикам рекомендовал не наступать на те грабли, на которые я наступил. В лонч приложения мы потратили серьезные деньги на пиар, чтобы его скачали. Проблема в том, что когда идет паблик-доступность твоего приложения, то все проблемы сразу выясняются, потому что массированно стали скачивать, и чаще всего заканчивается тем, что вы находите в аппе столько проблем, что лучше бы вы порядка 10$ тыс. не вбрасывали на рынок, чтобы пропиарить свое приложение. Поэтому, например, со вторым приложением мы пошли очень аккуратно: мы сначала среди тусовки в 600 человек тестим, и только где-то через пару месяцев мы сделаем массированный пиар, чтобы это было заметно. Не думайте, что лонч — это когда нужно потратить все возможные бабки, подбросить приложение и смотреть.
Н. Б.: Ну, уверенность перешкаливает, все же замечательно!
Б. А.: Во-вторых, помните: сначала — друзья, потом — review, и выстраивайте как работу виралки внутри приложения, так и работу с журналистами. Журналисты, когда вам понадобилось, не напишут про вас, про ваше приложение, а напишут, когда им понадобилось, и нужно задолго до лонча начинать взаимоотношения с ними. Ну и третье, и последнее.
Н. Б.: Я бы с удовольствием спросил, но не знаю, ответишь ли ты на него: как правильно работать с журналистами?
Б. А.: Ой, это реально… Скажем так, я знаю, как надо писать пресс-релизы, чтобы они хотя бы взглянули. Например, одну из наших статей опубликовали на TechCrunch. Не каждая российская компания может похвастаться этим, но надо знать, как TechCrunch подцепить, какой информацией, какого рода исследованием.
Н. Б.: У нас есть еще немного времени, поделись, пожалуйста.
Б. А.: Эту статью потом забанили на «Хабрахабр», это статья про исследования как раз в App Store, и у TechCrunch есть tips@techcrunch.com — адрес, куда ты можешь отправлять, но там очень важно зацепить, никто не будет читать такое предложение. Два-три предложения, в которых вы зацепляете. Например: «Мы проанализировали топ-10 приложений, полмиллиона review и выяснили, что то, что пишут в оценках, не равно тому, что написано в комментариях. Хотите знать почему?» Все! Через десять минут к вам обратится один из журналистов TechCrunch за подробностями, и через три-четыре дня ваша статья появится на TechCrunch.
Н. Б.: Очень хорошая загвоздочка!
Б. А.: Да, ну и ездить на их ивенты, потому что на Disrupt, например, я был в сентябре, все эти люди —там, и вы можете познакомиться, и там не получится договориться или, не дай бог, сунуть взятку, чтобы это… Никто так не работает. Но заинтересовать, напомнить о себе и начать диалог, чтобы потом выстрелить, возможно.
Наконец, третье — обращу внимание тех, у кого большая команда: не думайте, что день лонча — это конец, что вот день лонча — и сегодня мы будем знамениты. Самая настоящая работа начинается в день лонча, и ближайшие три месяца... Вот я, например, специально ребят попросил сходить в отпуск до лонча, потому что у нас очень серьезная работа, и в ночь лонча мы вообще ночевали все в офисе и мониторили в real-time. Не думайте, что это день Х, как раз таки это день начала работы, работы с юзерами и фидбека, реального фидбека о вашем приложении, готовности его переделывать полностью, и вот где-то через три-четыре месяца вы сможете быть в топ-100 лучших приложений мира по версии Business Insider и прыгать в доме в Сан-Франциско, как это было со мной, от радости! Но это реально было круто! Помните: работать с журналистами, не бросать все деньги в лонч и не думать, что лонч — это конец, ведь это начало. Как Толстой говорил, заканчивать роман сценой нападения на главного героя неправильно, вот самое интересное начинается после. Вот лонч — это сцена нападения на главного героя, все самое интересное будет далее.
Н. Б.: Ну а я от себя добавлю, Байрам, что мы тоже не будем останавливаться на этом, обязательно с тобой встретимся в следующих передачах и поговорим об одном из практических аспектов продвижения — о пользовательских оценках. Сейчас же я хочу тебя поблагодарить за очень интересную вводную информацию о том, как же правильно сегодня оптимизировать мобильные приложения. Встретимся в следующей передаче.
Б. А.: Спасибо!
Н. Б.: Ну а вам, дорогие друзья, советую не переключаться, и смотрите продолжение программы с Байрамом Аннаковым. До новых встреч, пока!
✓ В видео Надо поговорить... Бессмертный. Пилотный выпуск пойдет разговор по душам. Расспросим гостя о его жизни, его работе, просто поговорим по душам.
906 41 0Сделай партнерке смачный ТАНКШОТ: http://tankshot.ru/. Вступай в банду Наиля Бессмертного и мсти партнеркам за всю боль, причиненную вебмастерам! Огонь, деньги и настоящая боевая техника — жарево будет то еще! Присоединяйся: http://tankshot.ru/
347 5 0