Сооснователь и генеральный директор онлайн-биржи FL.ru (в прошлом Free-lance.ru) Антон Мажирин дал работу десяткам тысяч фрилансеров, но сам имеет всего две записи в трудовой книжке. Чем же отличается нынешний FL.ru от Free-lance.ru?
Из передачи вы узнаете:
— какие ошибки погубили социальную сеть «Семь рук» и что нужно было сделать, чтобы она «выстрелила»;
— почему Антон Мажирин ушел с поста генерального директора в тот момент, когда Василий Воропаев решил внедрить «Сделку без риска»;
— почему возврат к старым методам оказался эффективнее нововведений;
— почему же на самом деле из Free-lance.ru. ушла Людмила Булавкина;
— чем нынешний FL.ru отличается от Free-lance.ru;
— и многое другое.
Сергей Иванов: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире программа «Бизнес online», в студии я, Сергей Иванов. Сегодня у нас в гостях человек, который дал работу десяткам тысяч фрилансеров, но сам имеет всего лишь две записи в трудовой книжке. Приветствует Антона Мажирина, сооснователя онлайн-сервиса Free-lance.ru. Антон, привет!
Антон Мажирин: Здравствуйте!
Антон Мажирин, сооснователь FL.ru.
Родился в 1980 году в Златоусте.
В 2003 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, факультет робототехники.
В 2003 году — арт-директор дизайн-студии «Петрограф».
В 2004 году — основатель и генеральный директор портала Free-lance.ru.
В 2009 году покинул пост генерального директора Free-lance.ru.
В 2013 году — директор по развитию Free-lance.ru.
В 2013 году — основатель проекта DizKon.
С. И.: Антон, мы хотели пригласить тебя на передачу «Удельный вес», в которой собираем самых интересных личностей Рунета поговорить об интересных моментах трудовой биографии. Но так получилось, что у нас сегодня передача «Бизнес online», поэтому давай поступим необычно: поговорим немножечко о тебе, а потом немножечко о бизнесе, согласен?
А. М.: Да, давайте.
С. И.: Хорошо, тогда у меня первый вопрос. Твоя трудовая биография началась в 2002-2003 годах, когда ты со своим тогдашним партнером Василием Воропаевым основал студию «Петрограф».
А. М.: Ну, немножко не так.
С. И.: Да?
А. М.: Да, трудовая биография началась с победы в конкурсе ArtFlash 2001 Марата Гельмана. И потом меня из-за того, что я победил в этом конкурсе, пригласили делать студию в Санкт-Петербурге. Тогда Василия Воропаева там не было, мы с одним из питерских бизнесменов организовали студию. Я был там креативным директором, а он, соответственно, человеком финансовым. Через какое-то время нам понадобился управленец, и я пригласил своего друга, Василия Воропаева, для того чтобы он нам помог в плане менеджмента всех наших проектов.
С. И.: Давай закроем еще одно интересное белое пятно. Может быть, оно в меньшей степени биографическое, в большей степени такое концептуальное. В 2007 году, уже в период успеха Free-lance.ru, вы запустили социальную сеть под названием «7 рук», взяв за идею теорию шести рукопожатий социолога Стенли Милгрэма. Тогда ты объяснил неуспех проекта тактическими ошибками: слишком рано вы опубликовали данные, которыми воспользовались конкуренты, вход по приглашениям сделали, чем, в общем-то, тоже затруднили вход новых пользователей…
А. М.: Дело в том, что у нас тогда уже был Free-lance.ru, и это была синица в руках, он приносил деньги. Хоть какие-то, но деньги. А «7 рук» — это был проект, которым надо было заниматься плотно. Если бы не было Free-lance.ru, наверное, мы бы им плотно занялись и что-то получилось. Но тогда у нас просто не было ресурсов для того, чтобы поддерживать два проекта. У нас в команде было три человека: я, Василий и программист. И мы поняли, что если сейчас начнем плотно заниматься «7 руками», то потеряем Free-lance.ru. Поэтому мы его заморозили, быстрого старта не получилось по причинам, которые вы назвали. Через год или два, я уже не помню, мы попытались его воскресить, тогда уже были ресурсы. После того как нас купили DST, появились какие-то деньги на счетах, и мы решили его воскресить. Мы полностью его переделали. Но пока мы его переписывали, «ВКонтакте» уже получил такую известность, что мы не смогли с ним тягаться. Уже были «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», еще что-то. Поляна была настолько занята, что нам не было места. И мы решили все-таки продолжить заниматься Free-lance.ru.
С. И.: Если бы ты с сегодняшним опытом вернулся в то время, что бы ты сделал иначе?
А. М.: Ну, абсолютно точно не нужно было делать регистрацию по приглашениям, мы поддались моде того времени. Был Gmail, который удачно стрельнул именно из-за того, что был по приглашениям.
С. И.: Ощущение приобщения к элитному клубу.
А. М.: Да.
С. И.: «У тебя Gmail, а меня не зовут, не пускают».
А. М.: Была «Лепра», известная в узких кругах. И нам хотелось сделать что-то такое.
С. И.: Но это стратегические вещи. Это ведь не тактическая ошибка, а стратегическая. Понимание того, чем является социальная сеть, вырабатывалось одновременно с развитием соцсетей, в общем-то.
А. М.: Да. Нам почему-то показалось, что это хорошая тактика. Она действительно работала, 6 тыс. человек мы набрали. Но для пользователей это был такой уютный маленький бложек, он всем нравился, пользователи хвалили, говорили, что не нужно открывать. Возможно, если бы мы продолжили эту практику, то что-то из этого и вышло. Но, к сожалению или к счастью, не знаю, мы решили заниматься Free-lance.ru.
С. И.: Но это именно главный момент, который ты выделяешь?
А. М.: Да. Дело в том, что в стартапах всегда есть такая проблема — кончается энергия у создателей. Ты начинаешь делать, но если в определенный момент нет обратной связи от пользователей, то руки опускаются. Наращивание массы с определенной динамикой позволяет людям вкладывать в этот ресурс свои силы. А у нас регистрация была закрыта, наращение массы пользователей было очень медленным. Мы просто смотрели на динамику «7 рук» и динамику Free-lance.ru. Вся энергия содержалась во Free-lance.ru, потому что там пользовательская база росла очень быстро, были деньги и т. д. Вот и все.
С. И.: Ну, давай пойдем дальше. До 2009 года ты являлся гендиректором Free-lance.ru, а потом ушел, да? И свой уход объяснил тем, что тебе стало скучно, что все, что нужно было придумать, уже придумано. Оставалось только развиваться горизонтально, а не вертикально, что, в общем-то, творческому человеку не столь интересно. Но именно в тот момент пришедший тебе на смену Василий Воропаев стал кардинально менять многое именно в самой бирже, вводя модель работы через Escrow. И самое интересное, что ты с идеей Escrow был согласен, не согласен был только с тактикой внедрения. Ты видел, что это кардинальное изменение, отнюдь не горизонтальное.
А. М.: Дело в том, что мы давно об этой модели говорили. Модель Escrow применяется на всех западных биржах. Изначально все западные биржи работают по Escrow. У нас же рынок был стихийный, модель Escrow была непонятна нашим пользователям. Как это — оставить деньги на сайте, а потом ждать? Все по старой русской привычке предпочитали договариваться. Люди в нашей стране почему-то считают, что лучше потерять деньги, чем как-то позаботиться о будущем отношений с фрилансером заранее. И мы думали об этой модели. Когда я уходил, мы ее проговаривали. Мы даже проговаривали какие-то даты запуска. Но дело в том, что Василий предпочел ее запустить, перекрыв вообще все остальные каналы. Я с этим был не согласен.
Модель Escrow надо было внедрять медленно, по желанию пользователей, и тогда не было бы таких бед, которые произошли. Например, в данный момент количество сделок по «Безопасной сделке» уже намного больше, чем количество сделок по «Безопасной сделке» в тот момент, когда можно было работать только через нее.
Сейчас она у нас используется по желанию, но количество сделок и средний чек уже намного больше, чем когда всех заставляли.
С. И.: Ты говоришь с позиций сегодняшнего дня, пройдя, как говорится, через все беды, трудности и проблемы тогдашнего Free-lance.ru, исправив ситуацию. Об этом, в общем-то, мы знаем. И я думаю, что мы не будем сейчас очень долго и глубоко нашим зрителям рассказывать об этом, поскольку мы здесь уже не раз встречались с различными представителями Free-lance.ru и проблему эту не раз поднимали. Мне интересует другое. Еще раз хотел подчеркнуть тот момент, что само изменение характера работы биржи, на мой взгляд, не является горизонтальным развитием. Чтобы пойти на него, нужна некая решимость. Тактика «слона в посудной лавке» или «хирургического вмешательства» — это уже, что называется, детали. Но решимость, в общем, была. И именно в этот момент, в 2009 году, ты уходишь.
А. М.: Мы росли на 100% в год по всем параметрам.
С. И.: Ты как творческий человек говорил, что это просто нормальное экстенсивное развитие.
А. М.: Да, это нормальное экстенсивное развитие. Все идеи о том, что надо что-то ломать и надо как-то изменяться вертикально, появились тогда, когда темпы развития значительно замедлились. Видимо, рынок насытился, и мы стали расти уже не в два раза, а на 25%, и с каждым годом темпы замедлялись. В связи с этим у Василия, естественно, в голове появилась идея того, как сделать так, чтобы мы продолжали расти хотя бы по деньгам, если не по пользователям. Ну и вот, он принял такое кардинальное решение.
С. И.: Ну хорошо. Итак, перескочим через наделавшую много шума кризисную ситуацию Free-lance.ru после введения знаменитой «Сделки без риска» и пойдем дальше. Взяв управление Free-lance.ru в свои руки после всех этих событий, после ухода Василия Воропаева, ты первым делом отменил непопулярные нововведения. Возврат статус-кво достаточно быстро выправил пошатнувшуюся ситуацию. Тебе не кажется парадоксальным, что консервативные меры оказались финансово более эффективными, чем какие-то новации? Пусть неудачные, но тем не менее это была попытка что-то изменить. Ты просто на 90% все вернул назад, и это сразу дало прекрасный результат.
А. М.: Я не знаю, с чем это связано.
С. И.: Мы же все время говорим о новациях, новациях. Консерватизм у нас враг, это все ужасно и дело вчерашних дней. Надо постоянно вводить что-то новое. А здесь ровно наоборот.
А. М.: Что-то новое надо вводить, но постепенно. Кардинально изменять всю модель, на которой держался сайт на протяжении пяти или шести лет, нельзя. Получается, что мы создаем новый стартап. Грубо говоря, «Яндекс» существовал в таком виде, в котором он сейчас существует. Они запустили «Острова», но они же не поменяли саму модель поиска, да? Мы по-прежнему набираем в поисковой строке какие-то слова, нажимаем кнопку и получаем ответы, да? А здесь получается так, что пользователь приходит на «Яндекс», набирает какие-то слова, нажимает кнопку «Пуск», а ему говорят: «А теперь плати. Плати для того, чтобы мы тебе показали какие-то результаты». Ну, я готов заплатить, конечно, но не так же!
С. И.: Предупреждать надо!
А. М.: Надо предупреждать, конечно. Возможно, «Яндекс» может сделать такую модель для тех, кто хочет получить какие-то супер-пупер-результаты с ручным поиском и т. д. Но это должно быть отдельное окошечко, куда придут люди, которым эта услуга нужна. Но большинству наших пользователей нужно совсем другое. Наверное, 60% клиентов используют Free-lance.ru для того, чтобы начать зарабатывать какие-то свои первые деньги. Они приобретают какие-то навыки и начинают зарабатывать какие-то деньги. И у них просто нет денег, для того чтобы стартануть сразу и круто. Спустя какое-то время они набирают заказы, набираются опыта, вылезают в топы каталога, и тогда уже они готовы тратиться на рекламу или на комиссию со сделки.
С. И.: У вас интересный кейс получается. Достаточно редко встречаешься с тем, что рискованные инновации компания откатывает назад, а консервативное «лечение», если можно так выразиться, именно восстановление статус-кво оказывается очень эффективным.
А. М.: Да. Мы последний год чем занимались? Когда я пришел, я понял, что интерфейс просто кардинально устарел.
С. И.: Ну да, заполнение портфолио, занимающее бешеное количество времени.
А. М.: Последний год я лично занимался тем, что мы с дизайнерами перерисовали весь интерфейс, абсолютно весь интерфейс. Мы выложили его на обозрение пользователей, просто в качестве картинок. Показали, что где мы изменили, устроили голосование. И все наши пользователи сказали: «О, как круто!» Большинство, по крайней мере. Пользователь сказал: «Это круто! Давайте делать». После этого мы сделали главную страницу в новом дизайне. И тут на нас посыпался, соответственно, целый шквал гнилых помидоров и тухлых яиц. Причем, как это обычно и бывает, основные претензии были не к логике нового интерфейса, она была нормальной.
С. И.: Просто сам факт того, что это новое.
А. М.: «И какого черта вы изменили зеленую полосу сверху на черную? Она выглядит очень траурно». И, соответственно, нам пришлось все назад опять откатывать. Не из-за того, что мы испугались мнения пользователя о черной полосе вверху, существовали другие внутренние проблемы. Дело в том, что мы не смогли с нашим текущим движком поменять весь дизайн на сайте. Это оказалось проблематично. Сколько я читал в интернете историй про редизайн других сайтов, взять тот же Auto.ru или еще какие-то истории, но сделал все равно по-другому. Еще раз хочу сказать всем стартаперам или владельцам старых сайтов: не нужно одновременно кардинально изменять дизайн и движок на вашем сайте, потому что вы просто запутаетесь. Это никогда ни у кого не получалось. Разве что у Lenta.ru, но они, я так понимаю, сделали на старом движке, просто изменили дизайн. А мы хотели одновременно сделать и то, и другое, и третье и, в конечном итоге, не смогли это сделать со старой командой. Пришлось менять команду, потому что старые программисты жили в совершенно другой парадигме. Пришлось менять команду. Но, слава богу, сейчас все устаканилось, команду мы поменяли. У нас новый технический директор, который нас ставит на новые рельсы. У нас новый генеральный директор. Я являюсь акционером, у нас есть генеральный директор, который в основном занимается всеми текущими делами. Сейчас мы пришли в стабильную точку и продолжаем минимальными изменениями улучшать юзабилити интерфейса. Мы считаем, что это наша главная проблема. Мы расписали разные user stories и пытаемся пройти по пути движения пользователя и изменить те преграды, которые ему приходится преодолевать ну пути к своей цели. Это дает результат. Минимальные усилия по изменению интерфейса, которые мы сейчас прилагаем, дают колоссальный прирост конверсии. У нас увеличилось количество публикуемых проектов, заметно увеличилось количество регистраций и т. д.
С. И.: Естественно, когда я говорил о том, что ты предпочитаешь консервативные методы, я несколько утрировал. И мы все достаточно хорошо знаем о тех нововведениях и о том упрощении жизни фрилансера, да и заказчика, которые на сайте появились.
А. М.: Я, кстати, не предпочитаю консервативные решения. Просто рынок диктует.
С. И.: Твои публичные высказывания оставили впечатление именно о том, что ты предпочитаешь. Но сегодня мы развеяли, возможно, этот миф. Буквально год назад на этом самом месте сидела Людмила Булавкина, будучи тогда руководителем проекта Free-lance.ru. Она была очень воодушевлена, полна идей. Насколько я понимаю, все «гигиенические процедуры» на Free-lance.ru были совершены именно под ее руководством. И через несколько дней после эфира мы получаем известие о том, что Людмила покинула Free-lance.ru, не проработав и двух месяцев. Может быть, пришло время сказать, что же случилось, почему она ушла?
А. М.: Да на самом деле все очень просто. Людмила Булавкина любит и умеет работать в больших компаниях. У нее все хорошо получалось в «Одноклассниках», например. И она действительно изменила там парадигмы и т. д. У нас же компания довольно маленькая. Мы пытаемся сохранить какой-то дух стартапа и придерживаемся идеологии ребят из 37signals, который сейчас Basecamp называется. Мы не хотим увеличивать штат. И для нас очень странно, когда человек, вместо того чтобы делать что-то своими руками, нанимает других людей. Это очень хорошо работает в больших компаниях.
С. И.: Да, распределение нагрузок и обязанностей.
А. М.: Да, распределение нагрузок и обязанностей. Мы же предпочитаем работать сами, руками и исключать лишние звенья. И, к сожалению, Людмила не смогла перестроиться и не хотела. Да и не надо ей это. Зачем? Есть люди, которые любят работать в больших компаниях. Есть люди, которые любят работать в маленьких. Нам казалось, что мы найдем общий язык, какую-то середину, но не получилось. И до этого же еще Людмила работала в YouDo, там тоже была атмосфера стартапа. И насколько я знаю, там те же проблемы. И после того как она от нас ушла, она написала, что больше никаких стартапов.
С. И.: Да, я помню эту запись.
А. М.: Я ее прекрасно понимаю. Зачем мучить друг друга, если у нас совершенно разные парадигмы? И у нас с ней нет никаких противоречий в плане личностных отношений.
С. И.: Да, каждый человек хорош в той среде, к которой больше приспособлен.
А. М.: Да, мы нормально расстались, и я желаю ей всего хорошего, никаких претензий у меня к ней нет.
С. И.: У меня еще одна загадочка есть, которую я хочу разгадать: где ты был и что делал в период с 2010 по 2012 год? Я знаю, что ты искал себя и даже написал какую-то книгу. Можешь поподробнее сказать об этом периоде?
А. М.: Да, написал книгу, искал себя. Дело в том, что меня эти вопросы очень давно занимали, сколько себя помню, про смысл жизни и про то, что такое религия вообще, что такое Бог и т. д. Но так как я довольно прагматичный, что ли, человек, меня не устраивали разного рода истории и сказки, которые предлагает религия. Я решил просто сам найти ответ на этот вопрос для себя. Вопрос был очень простой: что это такое и кто такой я? Вот, у меня было два вопроса. Но и мне вообще казалось, что человек так или иначе ищет счастье: через работу, через отношения, еще через что-то. И я решил вплотную этим вопросом заняться.
С. И.: Твоя деятельность тогда была вне сферы бизнеса и никак с ней не пересекалась?
А. М.: Никак. Я ушел в 2009 году именно затем, чтобы ответить себе на самый фундаментальный и главный вопрос.
С. И.: А что с книгой? Где она?
А. М.: Ну, книга просто рассказывает о моем пути, что я делал, как искал. Довольно цинично написана, без всяких соплей и слез. Просто о том, с чем сталкивается человек, когда задается этим вопросом, что ему предлагают, что он делает, что в конце концов получает. Но я на протяжении года очень сильно в эту историю вписался, в конечном итоге получил все ответы, которые я хотел, написал книгу. И вернулся на Free-lance.ru.
С. И.: Замечательно, я заинтригован, хочу прочесть книгу. Но давай вернемся к бизнесу. Чем нынешний FL.ru отличается от Free-lance.ru? Он стал похож на Elance.com, на который вы замахивались в самом начале своего пути?
А. М.: Elance.com — это Escrow. Все остальное похоже. У нас тоже есть Escrow. Дело в том, что на территории РФ возникают колоссальные проблемы с Escrow, потому что законодательство не поддерживает такого рода истории. И приходилось искать какие-то обходные пути, для того чтобы, с одной стороны, работать «вбелую», с другой стороны, все-таки предоставлять людям Escrow. Это было сделано. Чем отличается нынешний Free-lance.ru от старого Free-lance.ru? Ну, наверное, новой командой. И она сформировалась буквально, может быть, месяца два назад.
С. И.: Как новую команду ощущают заказчики и фрилансеры? Понятно, что ты смотришь изнутри, для тебя этот момент очень важен. Но мы сейчас говорим с точки зрения широкой среды пользователей.
А. М.: Я думаю, что время еще не пришло говорить о какой-то конечной обратной связи от пользователей.
С. И.: Они каждый день с тобой общаются.
А. М.: Да, пользователи просто ждали какого-то вау-эффекта от моего прихода, и я хотел его сделать, изменив вообще весь дизайн на сайте и всю логику вместе с этим дизайном. Но, к сожалению, не получилось, и надо это признать. И теперь мы пытаемся сделать то же самое, но в старом дизайне, просто меняя логику в тех блоках, в которых, как мы считаем, она устарела либо слишком сложная и запутанная. Что еще? Мы постоянно пытаемся упрощать «Сделку без риска». К сожалению, есть контрагенты, с которыми надо договариваться и т. д. Не все от нас зависит. Но мы полностью обновили службу поддержки, у нас там работают люди из «Яндекс.Денег», и довольно хорошо они построили работу. Надо сказать, что из 80 человек команды, когда мы пришли, сейчас осталось человек 30, наверное. Пришлось очень сильно сократить штат. Потому что основная профессия, которая была, когда мы пришли, — это модератор личных сообщений.
С. И.: Да.
А. М.: Это было очень некрасиво и плохо, я считаю. Так делать было нельзя. Это прецедент, который значительно испортил имидж. Первым делом мы запретили абсолютно всем модерировать личные сообщения. И человек двадцать просто пришлось сразу уволить.
С. И.: Стали ненужными.
А. М.: Да-да-да. Дальше происходила ротация кадров. Мы пытались опираться на старую команду, но, к сожалению, они привыкли работать в другой парадигме. Насколько я понимаю, кто-то ушел к Василию, кто-то разошелся по другим компаниям. У меня никаких претензий к людям нет, но когда формируется некий эгрегор, в котором они участвуют, так или иначе, они ведут себя по законам этого эгрегора, некоего сообщества. «Выдираешь» их из этого сообщества — вроде нормальный человек. А там не получается. Подается сигнал, а на выходе получается не очень. И пришлось поменять команду. Не потому что люди плохие, а потому что они привыкли думать в какой-то старой парадигме. Они слишком долго, видимо, работали. Сейчас дышать стало легче. Нам удалось запустить новый проект DizKon.ru.
С. И.: Да, я как раз и подумал — ты говоришь, что внутренние изменения в недрах FL.ru еще не скоро отразятся на внешнем взаимодействии с пользователем. Получается, что проще, может быть, сразу запускать новый проект? По DizKon расскажи, пожалуйста.
А. М.: Так поступают многие старые проекты. Взять ту же «Афишу», например. У них куча сателлитов, которые вокруг старой «Афиши» существуют. Мы тоже сейчас хотим пойти по такому пути. У нас будет основной сайт FL.ru, и вокруг него будет существовать несколько сателлитов. В данный момент мы делаем еще один проект. Это Free-lance для фотографов, совершенно с нуля. И я думаю, что где-то через полгодика, наверное, люди его увидят.
С. И.: Я как раз хотел задать тебе вопрос по DizKon. Это у нас площадка для проведения дизайн-конкурсов и первый проект FL.ru по модели Agile-технологии, Agile-методике?
А. М.: Да, Agile.
С. И.: И вот возникла у меня мысль, что тот же DizKon в большей степени выстрелит именно в российских условиях? Тот самый тренд, направленный на разветвление: отдельный ресурс для дизайнеров, для фотографов и т. п.? Или такие чисто российские реалии, как прозрачность конкурсов, закрытие вариантов для «распилов» и «откатов»? Что решающим станет именно в случае с DizKon?
А. М.: Если говорить конкретно про DizKon, то он довольно хорошо развивается. По-моему, сегодня я смотрел, там порядка 50-60 открытых конкурсов есть. Нормальная динамика. Мы уже обошли нашего конкурента, который давно существовал на рынке.
Ну, обошли, опять же, за счет того, что у нас есть трафик с Free-lance.ru, а они в вакууме запускались, это тяжело, я понимаю. Опять же, на DizKon не все в порядке с логикой, но я не видел ни одного стартапа, в котором было бы все очень хорошо.
С. И.: Изначально?
А. М.: Да, всегда все приходится менять. Но проблема в том, что по оборотам, которые дает DizKon, пока он убыточный. С чем это связано? Взять тот же западный 99designs, у них там порядка 60% комиссия. 60%!
С. И.: За что? За юридическую прозрачность, за гарантию сделки в том числе, да?
А. М.: Да. Мы берем 10%. Соответственно, пока не видино, что мы на 10% начнем хотя бы в плюс выходить на этом проекте. Но история хорошая, нужная, мы ее поддерживаем. Надо смотреть, что будет дальше. Есть претензии со стороны дизайнеров, со стороны вообще сообщества: «Ну что это такое? Открытый конкурс, а там один хлам и т. д.». Я согласен отчасти. Но надо правильно использовать такого рода ресурсы. Я бы рекомендовал их использовать просто для поиска новых идей. Вы заплатили 6 тыс. руб., и вам накидали порядка 100-200 логотипов, из которых, возможно, 90% — полный хлам и его надо выбрасывать.
С. И.: Но тебе не жалко заплатить за целый банк идей.
А. М.: Да. Но 6 тыс. руб. по средней рыночной цене где-то 30 тыс. руб. Да, с вами будут работать, вам будут предлагать идеи. Но здесь вы платите 6 тыс. руб., и из этого набора, который вы получаете, вы можете найти две-три хорошие идеи, которые вы дальше можете доработать с тем же дизайнером, который вам эти идеи дал. Это включено в конкурс, он вам доработает. Если вы понимаете, что дизайнер недостаточно компетентен, чтобы свою же собственную идею дальше реализовать в какой-то масштабный фирменный стиль или еще во что-то, вы просто берете эту идею, у вас все права на нее есть. Несете человеку, который давно и профессионально занимается логотипами. Платите ему 20-30 тыс. руб., он эту идею «вылизывает» полностью, дает вам брендбук, все что угодно.
С. И.: Хорошо, ну а смотришь ли ты в будущее? Какие еще возможны разветвления? Ты говорил о бирже для фотографов. Насколько мелко можно еще «настругать», «нарезать» этот рынок?
А. М.: Насколько я вижу, есть два очень серьезных разделения. Есть люди, которые выдают какой-то визуальный товар. Это фотографы, дизайнеры, 3D-моделисты, видеооператоры, видеомонтажеры и т. д.
С. И.: Можно в принципе упаковать в один проект?
А. М.: Нет, думаю, что нельзя.
С. И.: Все равно надо делить? Я буду бегать по разным биржам и нанимать отдельно?
А. М.: Дело в том, что сделать уникальную биржу, на которой будет хорошее качество по всем вышеперечисленным специализациям, невозможно. Надо делать отдельные проекты в узких сегментах, как я сейчас это вижу, и затачивать именно под тот рынок, в котором существует определенная специализация. Взять, например, фотографов: у них есть довольно четкий рынок, у него есть какие-то традиции, есть проблемы. Опять же, создавая определенный проект, можно эти проблемы решить как для заказчика, так и, соответственно, для фотографа — сделать некий механизм, с помощью которого им просто станет легче жить. Ну и совершенно другие проблемы существуют у операторов, другие проблемы существуют у юристов. И здесь нужно не просто штамповать сайты, надо общаться с конечным клиентом и понимать, какие мы можем решить проблемы.
С. И.: Ваши новые акционеры Виталий Мартьянов и Артем Бектемиров, в отличие от старых, принимают достаточно активное участие в деятельности компании. Как это происходит? Они же не из интернет-мира, они из «фармы».
А. М.: Нам акционеры в основном помогают, а не мешают. Они не лезут в оперативное управление, за что им большое спасибо. Но, опять же, у нас есть совет акционеров, в котором я участвую, и я управляю компанией через совет акционеров. У нас есть генеральный директор, который занимается ежедневными проблемами, а есть совет акционеров, где мы принимаем стратегию. И в этом плане структура очень хорошая и устойчивая: мало ли что придет в голову генеральному директору или мне как основателю. Здесь демократическая процедура есть, в ходе которой все-таки все мы стараемся принимать какое-то взвешенное решение. Акционеры выступают с позиции людей, которые все-таки смотрят на прибыль и на деньги, и это нормально. А я смотрю больше на какой-то творческий аспект и пытаюсь помочь в коммуникации людей, про которых я говорил. А Владимир Тарханов смотрит за тем, как оптимизировать все наши процессы, как ротировать персонал, какие задачи давать сейчас, какие потом и т. д. И в этом плане получается довольно устойчивая команда. Опять же, тут есть минусы, потому что это довольно консервативная конструкция. Но, насколько я понимаю, с такими большими и старыми проектами нельзя допускать резких движений, потому что получится слон в посудной лавке. Это показало наше прошлое. И для Free-lance.ru такая модель хороша. Но есть сателлиты, в которых… Например, я сейчас делаю новый проект для фотографов, лично я с аутсорсерами, с совершенно другой компанией. И здесь мне все карты в руки, здесь можно заниматься творчеством сколько угодно. Просто выделяются деньги, и пожалуйста, вперед, реализуй все свои планы. То же самое с DizKon. У нас есть генеральный директор DizKon, который делает то, что он хочет.
С. И.: Вы уже смело можете сказать, что той рассогласованности действий, когда тем же Василием предпринимались действия без согласования с акционерами или с другими учредителями, уже у вас не будет?
А. М.: Тут я тоже немножко Василия все-таки хотел оправдать. Дело в том, что для того, чтобы согласовывать свои действия с акционерами, нужен все-таки совет акционеров.
С. И.: И интерес акционеров, да.
А. М.: И интерес акционеров. А так как долгое время интереса акционеров не было, соответственно, он принимал решения самостоятельно. И когда я пытался как-то эту ситуацию изменить, наш акционер Mail.ru Group не стал активно в этой ситуации участвовать.
С. И.: Решил просто сбросить…
А. М.: Да, я их тоже очень хорошо понимаю, потому что мы для них ниже плинтуса. Они летают в космосе: у них Facebook, у них «ВКонтакте» и прочее. Кто для них Free-lance.ru? И я так понимаю, что у них точно такая же история была с «Хабрахабром», где какие-то были склоки. Тут никаких, опять же, обвинений к Mail.ru Group.
С. И.: Ну, понятно, да. Это просто объективная реальность.
А. М.: Это кит, а мы просто какие-то маленькие рыбешки. И, соответственно, произошло разделение. Это нормально.
С. И.: Лет пять или шесть назад, я не буду сейчас точную дату говорить, в различных интервью ты — тогда еще с Василием — признавал, что вы развиваетесь в тепличных условиях, что серьезных конкурентов нет. Вам приводили в пример и и Weblancer, и Freelance. Но вы достаточно спокойно относились к ним. А сейчас конкурентный ландшафт изменился? Появились ли у вас серьезные конкуренты?
А. М.: Ну, серьезный жесткий конкурент у нас вырос — Freelance.
С. И.: Да, которого люди считают паразитирующим на вас.
А. М.: Да, так и было. Соответственно, так и есть.
С. И.: Прежней снисходительности к ним уже нет?
А. М.: Снисходительности нет, потому что «проблема черточки». И до сих пор, когда меня приглашают на какие-нибудь эфиры или пытаются со мной о чем-то договориться, многие ошибаются, им кажется, что наш сайт — это сайт «без черточки».
С. И.: Василий, будучи у нас, все время эту черточку чуть ли не руками проводил всякий раз, да.
А. М.: В связи с этим мы купили новый домен FL.ru и пытаемся сдвинуть сознание аудитории к этим двум буквам, чтобы нас не путали. Да, конкурент есть, но дело в том, что все же они в два раза меньше нас, и у них другой профиль бизнеса. Они занимаются им как проектом, который, может быть, в будущем даст им какие-то там дивиденды, доходы. Но тут, опять же, нет большой проблемы, потому что вся база фрилансеров, которая есть у них, есть и у нас. У нас самая большая база. Они включены в эту базу. Мы даже думали о том, чтобы их как-то купить, какую-то интеграцию провести, но поняли, что это нам ничего не даст и им, в принципе, тоже. Одна и та же база, одни и те же инструменты, потому что все эти инструменты создавались нами параллельно, с оглядкой на нас либо с оглядкой на рынок. Хорошо, пусть существуют. Я считаю, что пока не будет какого-то кардинального изменения парадигмы самого Freelance.ru, как, например, это сделал 3Desk, поставив всем фрилансерам на мониторы программу, которая скриншотит их интерфейсы. Но, насколько я знаю, после этого они не могут провести ни одну конференцию, потому что, когда они приходят на конференцию, их начинают закидывать помидорами в буквальном смысле.
С. И.: Я бы тоже так сделал.
А. М.: Потому что они сделали, грубо говоря, рабов. Я разговаривал с фрилансерами, вообще с людьми, которые занимаются программированием, дизайном. Они сказали, что просто не смогут работать в условиях, когда понимают, что за ними следит «Большой брат».
С. И.: Конечно.
А. М.: Ну, я думаю, что это не наша история.
С. И.: Люди, которые поднимают фриланс в России, больше всех нацелены на то, чтобы этого фрилансера еще каким-то образом приковать и сделать из него раба.
А. М.: Да. Все-таки, когда мы стартовали с Василием, нам казалось, что у нас такой светлый ледокол, он идет вперед и развивает рынок.
С. И.: Из рабства освобождает. У вас еще все фотографировались лежащими на пуфиках и демонстрирующими свободу!
А. М.: Ну да, была такая фотосессия. Но, к сожалению… В разных компаниях бывают разные периоды. У нас был кризис, надо признавать свои ошибки. Ошибка была, мы ее пытаемся исправить. Не так это и просто, потому что потерять репутацию можно очень быстро, а восстанавливать ее, конечно, очень тяжело.
С. И.: Ну что ж, Антон, большое спасибо! Я очень жалею, что не задал все вопросы, зато получил очень большое удовольствие от твоих ответов. Надеюсь, что наши зрители тоже удовлетворили свое любопытство и узнали для себя много нового и о тебе, и о твоем непростом бизнесе. Спасибо тебе большое!
А. М.: Спасибо большое!
С. И.: На этом я прощаюсь с вами, уважаемые телезрители! Напоминаю, что у нас в гостях был сооснователь сервиса Free-lance.ru, отныне FL.ru, Антон Мажирин. Всего вам доброго, пока!
В разгар сезона отпусков мы не можем оставить без внимания бизнес онлайн-продаж авиабилетов. И трудно найти человека, который знал бы о этом больше, чем наш гость — генеральный директор компании Biletix Александр Сизинцев.
4 327 37 0Как устроены и на чем зарабатывают сервисы по продаже транспортных билетов через интернет? Мы попросили помочь нам покопаться в механике этого бизнеса генерального директора сервиса Tutu.ru Дмитрия Храпова.
1 676 7 0О внесудебных блокировках и способах защиты от них телеканалу SeoPult.TV рассказал руководитель проекта «РосКомСвобода / RuBlackList» Артем Козлюк.
5 309 40 0Онлайн-образование называют одним из самых перспективных направлений интернет-бизнеса. В гостях у SeoPult.TV основатель образовательной платформы «Универсариум» Дмитрий Гужеля, который рассказал, как работает проект и что его ждет в будущем.
2 430 17 1Как привлечь в сервис 9 млн человек? Как освоить почти млн инвестиций? Как построить платформу, претендующую на роль общенациональной? Разбираемся вместе с нашим гостем, техническим директором компании «Дневник.ру» Александром Лукашовым.
1 034 11 0С чего начинается продвижение сайта? Любой специалист скажет, что перво-наперво надо подготовить качественное семантическое ядро. О том, как и с помощью каких инструментов это сделать, мы беседуем с основателем сервиса Rush Analytics Олегом Шестаковым.
4 961 71 0Как превратить узкотематический «облачный» сервис в универсальную платформу для технологической поддержки индустрии развлечений. Разбираемся вместе с Сергеем Сучковым, генеральным директором компании Radario.
912 7 0Часто на глазах наших зрителей мы препарируем самые разные средства для «цифровизации» торговли. Но не все эти решения изначально рассчитаны на малый, тем более на «сверхмалый» бизнес. Свой способ закрыть часть потребностей «микропредпринимателей» предлагает основатель сервиса CloudShop Булат Сайфутдинов.
6 052 79 0Мы возвращаемся к теме электронных билетов, но на сей раз решили сфокусироваться на маркетинге билетных сервисов. Много интересного об этом нам рассказал digital-директор компании Ticketland.ru Илья Целиков.
1 657 10 0Самое «священное» подразделение любой компании — отдел маркетинга. Именно от его деятельности зависит, поедете вы на следующей неделе покупать Ferrari или продавать свою квартиру. Можно ли полностью отдать маркетинг на аутсорс? Ответить на данный вопрос мы попросили руководителя компании «Клиника доброго маркетолога» Михаила Налетова.
633 5 0