Блог-продюсер Илья Гольцман в гостях у блогера и директора по маркетингу сервиса «Блогун» Елены Бурдюговой рассказывает о секретах повышения популярности блогов в ЖЖ.
Из передачи вы узнаете:
— в чем заключается деятельность блог-продюсера;
— по какому принципу Илья Гольцман выбирает блогеров для продюсирования;
— как добиться популярности блога в ЖЖ;
— какой инструментарий используется для оценки популярности блога;
— на что обращает внимание рекламодатель при выборе площадки в ЖЖ для размещения своего контента;
— и многое другое.
Елена Бурдюгова: Добрый день, дорогие телезрители! В эфире передача «Бизнес online», и с вами Елена Бурдюгова. Сегодня в гостях у рубрики «Блог в деталях» вовсе не блогер, но переоценить вклад этого человека в развитие блогосферы невозможно. У нас в гостях первый в России блог-продюсер Илья Гольцман. Здравствуй, Илья!
Илья Гольцман: Здравствуй, Елена!
Илья Гольцман, блог-продюсер.
Родился в 1971 году в Москве.
В 1994 году окончил Московский государственный педагогический университет.
Е. Б.: Расскажи, пожалуйста, Илья, а что же за зверь такой — блог-продюсер, кто это вообще, как он появился?
И. Г.: Боюсь, на самом деле еще никак не появился, потому что это название, которое я придумал сам, не найдя ничего лучшего.
Е. Б.: А почему ты решил продвигать именно блоги? Почему не журналистов, литераторов, еще кого-то, почему именно блогеров?
И. Г.: Блогер — это и журналист, и литератор, и кто угодно. Это же не профессия, это скорее призвание.
Е. Б.: Я имела в виду немножко не это, мне хотелось узнать, почему из всех возможных профессий, художников…
И. Г.: Сталеваров, например.
Е. Б.: Да, ты выбрал именно блогеров?
И. Г.: Я думал, конечно, и над сталеварами тоже, но как-то не срослось пока. Надо ж найти еще этого сталевара.
Е. Б.: Расскажи, пожалуйста, над какими проектами ты работаешь сейчас?
И. Г.: Есть три блогера, которых я нежно люблю и поэтому трачу на них свое драгоценное время: это Екатерина Безымянная, известная как prostitutka-ket, это Максим Малявин известный как dpmmax, и Леша Березин — alex-aka-jj.
Е. Б.: А скажи, пожалуйста, почему из всех возможных ты выбрали именно их, чем они привлекли твое внимание?
И. Г.: Мне их интересно читать.
Е. Б.: То есть их контент — это единственное, что фактически для тебя было важно, когда ты рассматривал разные варианты?
И. Г.: Да, нет никаких других критериев. Когда читаешь, ты же не видишь ни размер ноги, ничего, какие еще могут быть критерии?
Е. Б.: Ну, возможно, податливость.
И. Г.: Но для этого ты же должен понять, что сейчас именно на это надо потратить время. А потом ты знакомишься с человеком и понимаешь, будешь ты с ним работать или нет, получается это, смотрите вы в одну сторону или смотрите в разные. У меня же был, в общем, и неудачный опыт.
Е. Б.: Например?
И. Г.: Я почти год пытался что-то сделать с Вячеславом Солдатенко (pesen-net).
Е. Б.: А почему не получилось?
И. Г.: Он не хочет быть никем, кроме как писателем.
Е. Б.: А кем ты предлагал ему стать?
И. Г.: Вторым Жванецким.
Е. Б.: А-а-а… Интересно!
И. Г.: Ну, я утрирую, конечно, но это человек, который пишет настолько правильные хорошие смешные тексты, что мне казалось, что, в общем, проблем с публикой у него не будет.
Е. Б.: А он испугался сцены?
И. Г.: Ну, страх сцены есть у всех, и его можно победить. Но боюсь, что не сцены он испугался, а менять все то, что у него сейчас есть, к чему он привык, вот так кардинально. С другой стороны, для человека, который живет один с двумя дочерьми в Риге, переехать в Москву и работать стендапером, наверное, очень серьезный шаг, на который он был не готов.
Е. Б.: Ну, в принципе, я его понимаю, не каждый человек решится на такие изменения в своей жизни. А скажи, пожалуйста, вот наши зрители интересуются, насколько вообще другие блогеры могут быть тебе интересны, рассматриваешь ли ты предложения от каких-то других проектов, чтобы тоже их продюсировать?
И. Г.: Да, конечно, рассматриваю, но времени мало. Это правда отнимает много времени, каждый отдельный человек, которого ты продюсируешь, — это практически уже как родственник. Ты уделяешь ему очень много времени и моральных сил в том числе, его проблемы — это твои проблемы, поэтому если у него их много, то это становится очень тяжело. Это достаточно рисковый бизнес: люди меняются, а слава и деньги портят людей очень сильно.
Е. Б.: А скажи, пожалуйста, только ли контент является залогом популярности того или иного журнала? Есть же много журналов, которые доходят до топа с помощью всевозможных накруток и прочего. Какие технологии ты используешь в своей работе?
И. Г.: Давай тогда разберемся сначала, что значит «доходят до топа с помощью накруток»: они попадают в топ записей несколько раз с помощью накруток или они становятся известными и популярными с помощью накруток?
Е. Б.: В том числе, то есть они накручивают себе сначала посещаемость, тем самым привлекая внимание к своим журналам, которые, естественно, все равно должны обладать хорошим контентом.
И. Г.: Ботами, ботами накручиваются.
Е. Б.: Ну, не только ботами. Там есть разные репостеры, разные возможности сейчас есть в ЖЖ. Ты не пользуешься ими для своих подопечных?
И. Г.: Не имеет никакого смысла, есть пути более простые. Единственное, не каждый человек может ими воспользоваться…
Вряд ли какой-то отдельно взятый человек, который решил писать и пишет неплохо, может попросить — я не знаю — Адагамова его попиарить, или Долю, хотя это самый лучший и простой способ добиться внимания публики — попросить кого-то из топов рассказать, что ты такой хороший.
Хотя мне кажется, что это вполне правильная история. Кстати, Доля это делает чуть ли не каждое воскресенье.
Е. Б.: Он меня пиарил, кстати.
И. Г.: Да?
Е. Б.: Заметен эффект именно от Доли. Есть много разных топовых блогеров, которые меня упоминали, но Доля действительно привел ту аудиторию, которой интересно читать мои записи. Поэтому тут нужно, конечно, подбирать, наверное, топов, у которых стоит пиарить конкретный проект. У тебя же проекты абсолютно разные. Prostitutka-ket — это же вообще! Как пришло в голову вести блог от имени проститутки?
И. Г.: Это вопрос скорее не ко мне, а к Кате, я нашел ее точно так же, как и все, читая топ ЖЖ.
Е. Б.: То есть она уже была в топе записей?
И. Г.: Да, она уже там висела со своим первым мощным постом, который, кстати, она написала десятым или одиннадцатым, достаточно быстро, и он провисел в топе, хороший был, от души написанный и достаточно тролльный текст, который люди читали.
Е. Б.: А сколько у нее было читателей на тот момент, когда ты ее нашел, и сейчас?
И. Г.: Читателей или подписчиков?
Е. Б.: Подписчиков.
И. Г.: Боюсь наврать, но тысяч, наверное, шесть было уже к тому моменту.
Е. Б.: А сейчас, получается, во сколько раз увеличилась аудитория, с тех пор как ты ей занимаешься?
И. Г.: Сейчас получается, наверное, 34-35 тыс., что-то такое.
Е. Б.: Почти в шесть раз.
И. Г.: Я не смотрю на количество подписчиков, потому что это вещь, которую я не понимаю как толком характеризовать. Некая цифра, средняя температура по палате.
Е. Б.: Ну, это практически единственный доступный показатель для рекламодателя, потому что они же не могут залезть в статистику.
И. Г.: Рекламодатель, если он умеет разговаривать или писать по-русски, может всегда у любого блогера попросить статистику, и любой нормальный блогер эту статистику ему покажет.
Е. Б.: А вы статистику не подрисовываете? Показываете как есть?
И. Г.: А зачем? Можно дать гостевой доступ, и ходи, шарься там, смотри.
Е. Б.: А, вы пользуетесь Google Analytics?
И. Г.: Да.
Е. Б.: А не смущает разница между Google Analytics и той информацией, которую показывает LiveJournal? У LiveJournal же получается больше?
И. Г.: Я не смотрю статистику LiveJournal, потому что я не знаю паролей от журналов своих подопечных, и неудобно там сравнивать. Но я знаю, что она не совсем такая, как аналитика Google, где-то совпадает, где-то нет. Как они считают, я не знаю. Мне кажется, этим инструментом пользуются очень многие, и он понятен рекламодателю, он смотрит туда же, куда обычно смотрит у себя. Все эти циферки, куда и что нажать. Он достаточно быстро может сравнить, по крайней мере себя, по тем параметрам, которые ему нужны. В общем, это хорошая вещь, очень удобный инструмент.
Е. Б.: Илья, скажи, пожалуйста, кроме рекламы в популярных блогах, есть ли еще какие-то методики, которыми можно продвинуть свой ЖЖ?
И. Г.: В смысле рекламы самого себя?
Е. Б.: Ну да, попросить того же Долю прорекламировать тебя. Что еще можно сделать?
И. Г.: Можно попросить любого из топов тебя отрекламировать, и я считаю, что это нужно делать. Если этому топу правда нравится то, что ты делаешь... В принципе, они достаточно часто делают это, и совершенно бескорыстно, потому что это тоже контент, это тоже интересный контент, с которым ты знакомишь своих собственных читателей, которые тебе за это благодарны.
Е. Б.: А есть еще какие-то технологии, которые ты используешь для продвижения?
И. Г.: Есть технологии, которые сейчас предоставляет непосредственно сам LiveJournal, и все их знают, я думаю, не имеет смысла их перечислять. Есть «Школа ЖЖ», в которую, по-моему, написали уже все, кто мог, о том, как стать популярным. Это тоже интересно читать, наверное, если такая задача стоит.
Е. Б.: Но твоих подопечных не видно ни в «Промо», ни в «Школе».
И. Г.: Уже просто не имеет смысла. После того как ты набрал хотя бы первые 8 тыс., «Промо» вряд ли тебе что-то даст. И смысла тратить на это деньги я не вижу — виртуальные, но все-таки, наверное, деньги.
Е. Б.: Сколько нужно вложить в блог денег, чтобы он действительно выстрелил?
И. Г.: Талант надо вложить. А денег можно не вкладывать. Ни в один из этих блогов никто не вкладывали никаких денег.
Е. Б.: То есть вы не использовали ни «Промо», ни?..
И. Г.: С деньгами может каждый дурак.
Е. Б.: А попробуйте без денег.
И. Г.: Интересно без денег, конечно. Надо же иметь какие-то гандикапы, чтобы было интересно.
Е. Б.: Хорошо, разобравшись немножко с продвижением блогов и их продюсированием, давай поговорим о деньгах. Сколько зарабатывают твои подопечные?
И. Г.: По-разному, и, наверное, не совсем правильно говорить, сколько они зарабатывают…
Е. Б.: Сколько они просят за свою рекламу, вернее, ты просишь?
И. Г.: Нет, сколько стоит!
Е. Б.: Сколько стоит реклама.
И. Г.: Вот это не секрет. И можно узнать об этом, написав и спросив, и все они честно отвечают, сколько они хотят за это денег, в отличие от стандартных СМИ, газет и журналов. Пожалуй, ТВ не совсем так работает. Ты можешь просто за то, что принес денег, получить достаточно большую скидку. Они же достаточно легко падают на 50%.
Е. Б.: Ну, это да.
И. Г.: С блогерами такая ситуация не срабатывает, потому что, в отличие от глянцевых журналов и желтых газет, возможности рекламы здесь сильно ограничены. У блогера же нет ничего, кроме его читателей, поэтому очень страшно их потерять. Поэтому многие не сразу соглашаются давать рекламу, понимая, что некоторые отпишутся, но к этому все равно все придет, и тренд понятен.
Е. Б.: А вы, кстати, в открытую публикуете рекламу или это какой-то скрытый маркетинг? Ставите тег «Реклама»?
И. Г.: Обязательно! Обязательно тег «Реклама» и обязательно упоминание. Не имеет смысла скрывать то, что и так видно.
Е. Б.: А не пробовали делать какие-то такие рекламные кампании, где не было бы видно, что это реклама?
И. Г.: Все трое моих подопечных, в общем, относятся к разряду блогеров-писателей.
Е. Б.: Креативщики?
И. Г.: Да, значит, это надо будет мне придумывать, как это сделать, и всем этим заниматься. На это, в общем, нет ни времени, ни сил.
Е. Б.: А как читатель реагирует на то, что размещен тег «Реклама», они так же читают эти посты, как другие, или?..
И. Г.: Какая разница, если ты написал интересно? Давно уже всем понятно, что написано все и про все. Интересно только новости читать. А все остальное на самом деле повторение того, что уже когда-то было. Найти какую-то новую тему невозможно, можно рассказать ее по-другому, и вот это-то и впечатляет меня в писателях, когда они говорят о чем-то, о чем я, в общем-то, уже, наверное, даже знаю или слышал, но так, что мне все равно интересно читать. Если человек не гонит и не копирайтер, который пишет по пять-десять рекламных текстов в день, то он вполне может написать вполне интересный рекламный текст, из которого человеку будет понятно все-таки, что рекламировалось, нужно или не нужно это покупать, какие плюсы, какие минусы. Притом это интересно читать, и читатель во многом на самом деле благодарен за это блогеру. И достаточно много появляется комментариев в духе: «Если бы вся реклама была такая, я бы ее читал».
Е. Б.: С читателями понятно, а как рекламодатели реагируют на то, что ты приходишь и говоришь, что вы готовы продать рекламу в этом блоге, но это будет явная реклама?
И. Г.: Рекламодателю ведь что нужно? Чтобы тот товар или услуга, которую он пытается сейчас рекламировать, продавалась. И был какой-то один печальный опыт, когда рекламодатель все-таки настоял на том, что надо сделать вот так, как он говорит. Понятно, что тег «Реклама» там стоял, но рекламодатель начал говорить, что вот здесь надо подправить, вот здесь вы неправильно написали. В общем, опыт был неудачный, и тот изначальный текст, который, по-моему, как раз Катя делала, был ею переделан в нерекламный. Рекламодатель посмотрел на то, как читается одно и другое, и с тех пор, в общем, как-то больше не лезет. Так что, в конце концов, если рекламодатель считает, что он знает лучше, ну, пусть делает сам. Многие блогеры, которые не входят в разряд блогеров-писателей, — это блогеры-журналисты или блогеры-копипастеры, они не пишут же сами рекламные тексты, а размещают текст, предоставленный заказчиком.
Е. Б.: А как же криэйторы, которые пишут скрытую рекламу, но это не текст заказчика, они пишут ее сами, просто придумывают что-то? Ну, ottenki-serogo постоянно какие-то каверзные штуки придумывает.
И. Г.: Ну, Сережа молодец!
Е. Б.: Вот, они же есть, нельзя же их списывать со счетов?
И. Г.: Вспомни еще одного такого, как Мухамедов.
Е. Б.: О’кей! Слушай, если не секрет, какую часть прибыли от блогов получают сами блогеры, если можно раскрывать эту информацию?
И. Г.: 60%.
Е. Б.: 60% им, 40% тебе за то, что ты их продвигаешь. Хорошая сделка, в принципе, учитывая, что люди просто пишут то же, что всегда.
И. Г.: Да нет, им приходится работать, и работать дополнительно, и делать какие-то вещи, которые они не всегда считают, может быть, интересными, или нужными, или правильными, но это вопрос компромиссов и договоренностей. Если я смог объяснить в данном случае партнеру по бизнесу, зачем это нужно, то он делает, если я не смог объяснить, значит, не делает.
Е. Б.: А они могут себе позволить жить только с заработков, которые получают от блога, или они работают еще кем-то ради интереса, ради денег — не важно?
И. Г.: Все работают.
Е. Б.: Они работают. А ради чего — ради денег, чтобы была стабильность какая-то или все-таки?..
И. Г.: Ну, во-первых, страшно бросить. Во-вторых, как правило, работа, на которой они работают, это любимая работа. В-третьих… Можно долго перечислять, но самое главное, что человек, который нигде не работает, через какое-то время перестает писать. Мы не должны забывать, что 99% блогеров, в общем, социопаты и очень легко замыкаются, потом наживают себе все болячки от сидячего образа жизни. Поэтому ходить работать, несмотря ни на что.
Е. Б.: А все ли рекламодатели адекватно реагируют на цены, которые вы выставляете? Кто-то вообще просит скидок?
И. Г.: Да.
Е. Б.: А предлагают ли, может быть, работать «на откате»? Сейчас ходят слухи, что многие блогеры дают откаты менеджерам.
И. Г.: Мне пока не предлагали, но я жду, ответ я знаю.
Е. Б.: А какой будет ответ?
И. Г.: «Нет». Какая разница, скидка это или откат?
Е. Б.: То есть скидок тоже не даете?
И. Г.: Даю, если человек говорит: «Я сейчас готов разместить у вас десять постов за ближайшие полгода», — ну какие-то реальные суммы, я говорю: «Хорошо, вот как раз десятый вам будет в подарок».
Е. Б.: А кроме постов, есть еще какие-то виды рекламы, которые заказывают? К примеру, баннеры?
И. Г.: Баннеры.
Работают только рекламный пост и баннер пока из того, что я попробовал.
Вот это две возможности.
Е. Б.: А насколько баннер более или, наоборот, менее эффективен, чем пост?
И. Г.: Я не вижу конечного результата. Если я вижу еще комментарии к посту, то конечный результат я не вижу. Вследствие чего я просто смотрю, что делает дальше рекламодатель. Вот он выкупил баннер на месяц, готов продлять на следующий, значит, баннер работает. Как правило, у Кати они меняются раз в три месяца.
Е. Б.: Скажи еще, пожалуйста, как вообще оценивают эффективность рекламодатели, которые заказывают рекламу в блогах, и оценивают ли они ее? Часто ли к тебе приходят с вопросом о статистике, о других каких-то показателях?
И. Г.: Ну, любой нормальный рекламодатель скажет: «Покажите мне статистику, я хочу знать, что и как». Даешь ему либо картинку, которая его интересует, либо гостевой доступ, если он готов там ковыряться. Пусть смотрит.
Е. Б.: Мне чаще приходится сталкиваться с рекламодателями, которые не просят статистики после публикации.
И. Г.: Может быть, их не интересует результат? Может быть, деньги, которые ты просишь, не настолько большие, они готовы ими рисковать с закрытыми глазами? Потому что, когда ты говоришь: «Да, хорошо, мы разместим, с вас 100 тыс. руб.», — в общем, они хотят посмотреть, за что они платят эти деньги.
Е. Б.: Ты рассматриваешь социальные сети как конкурента ЖЖ?
И. Г.: В какой-то степени, конечно, да, но и блогер блогеру, знаешь, хоть глаза не выклюет… Хотя, конечно, выклюет! Но конкурент, да.
Е. Б.: А вот по возможностям, которые дает ЖЖ, например, развернутые публикации, фотографии, еще что-то...
И. Г.: Для монетизации ЖЖ удобнее любой другой платформы, поэтому я там.
Е. Б.: А в целом…
И. Г.: А в целом публика пересекается, переходит с одной социальной сети на другую. Как монетизировать свой Twitter, я слабо себе представляю. Конечно, я понимаю, но это еще тяжелее. Facebook? Ну, если ты посмотришь на Facebook, то увидишь, что 80% контента, если не больше, в Facebook почему-то с LiveJournal.
Е. Б.: Есть такое.
И. Г.: Да, но и любой топовый блогер представлен везде, его можно читать как в Facebook, так и в любых других социальных сетях.
Е. Б.: Ну, это, кстати, частое явление, да.
И. Г.: Я не знаю ни одного из двадцатки, кто не дублирует это все в другие социальные сети.
Е. Б.: Просто у кого-то аккаунты больше «прокачаны», у кого-то меньше.
И. Г.: Да, кто-то имеет возможность и силы заниматься аккаунтами в других социальных сетях лучше, больше и «хорошее», и поэтому там у них растет быстрее, чем у тех, кто этим вообще никак не занимается.
Е. Б.: Хорошо, ну и напоследок, в конце нашей передачи, может быть, ты дашь все-таки несколько советов нашим молодым блогерам, как им лучше писать, как им создавать более интересный контент? Или все-таки это только талант?
И. Г.: Да, читайте «Школу ЖЖ»! Конечно, талант! Талант и понимание того, что не надо писать, если ты можешь не писать.
Е. Б.: Интересно.
И. Г.: Это процесс, который ты не можешь удержать в себе, а уж графоман ты или писатель, это решит либо публика, либо время.
Е. Б.: Я надеюсь, что твой совет поможет нашей аудитории! Спасибо тебе, что пришел к нам в гости, до свидания!
И. Г.: До свидания!
Е. Б.: До свидания и вам, дорогие телезрители! Смотрите передачи «Блог в деталях», с вами Елена Бурдюгова на канале SeoPult.TV. Спасибо, пока!
Екатерина Каткова (katek-kat.livejournal.com) рассказывает о секретах зарабатывания денег на фэшн-блоге.
3 663 23 0Елена Бурдюгова пригласила в гости руководителя агентства BuzzFactory Тьерри Селлерина и попыталась на основе опыта зарубежных коллег оценить ближайшие перспективы рынка рекламы в блогосфере.
858 7 0Как вести блог с помощью старенького фотоаппарата-«мыльницы»? Об этом Елене Бурдюговой рассказал блогер Петр Ловыгин.
1 298 10 0Ведущая программы «Блог в деталях» Елена Бурдюгова узнает у блогера, руководителя проекта «Как это сделано» Аслана Шаоева, насколько трудно создать и монетизировать сообщество в ЖЖ.
828 14 0Кажется, что жизнь блогера состоит из непрекращающейся погони за халявными плюшками. Но насколько рады этому рекламодатели? Об этом зрителям нашего телеканала рассказала Ирина Шашкина, управляющий директор LinguaLeo в России и СНГ.
581 8 0Новогоднее поздравление Елены Бурдюговой - владелицы блога burdyugova.livejournal.com.
С новым Годом, друзья!